Старопромысловский районный суд Грозного приговорил к двум годам и шести месяцам тюремного заключения жителя Чечни, обвинявшегося в незаконном получении компенсации за не принадлежащее ему жилье.
Следствие установило, что в 2003 году житель Грозного Аслан Киломатов, используя фальшивый документ на квартиру в Старопромысловском районе города, получил компенсацию за утерянное в ходе военных действий жилье и имущество в размере 350 тысяч рублей, а затем продал фактически не принадлежащую ему жилплощадь другому лицу.
Суд счел, что Киломатов совершил преступление, предусмотренное частью второй и третьей статьи 159 Уголовного Кодекса РФ (хищение чужого имущества путем обмана в крупном размере с причинением значительного ущерба гражданину).
По информации источника корреспондента «Кавказского узла» в МВД Чечни, в числе наиболее распространенных нарушений в процессе получения денежных компенсаций - предоставление фиктивных данных о якобы разрушенном жилье или поддельных доверенностей. При этом нередко махинаторы действуют в сговоре с представителями местной власти
«В 2005-2006 годах в селе Маскеты Ножай-Юртовского района были произведены компенсационные выплаты за 1100 якобы разрушенных и поврежденных домовладений. В ходе проведенных затем проверок выяснилось, что в этом населенном пункте было всего около 800 домов. Естественно, тут были замешены интересы чиновников районной администрации», - заявил источник.
Компенсации за утерянное в ходе военных действий жилье и имуществ (300 тыс. рублей за жилье и 50 тыс. рублей за имущество) жителям Чечни стали выплачивать в 2003 году. Практически сразу же появились посредники, которые предлагали гражданам помочь в подготовке необходимого пакета документов и последующем получении компенсационных выплат, даже если человек не входил в категорию граждан, которым эти компенсации полагались.
При этом за подготовку пакета документов за разрушенное жилье, надо уплатить порядка 15 тысяч рублей, а после утверждения заявителя в списках и получении денег, отдать чиновнику или посреднику от 30 до 50 процентов от этой суммы. В результате этого, как правило, первыми получателями денежных компенсаций становились в основном те граждане, которые соглашались на «откат» в 50%. Тогда же в Чечне резко выросло количество легковых автомашин, которые в шутку стали называть «К-50».
«Я подал документы на получение денежной компенсации за свой разрушенный дом еще пять лет назад, - рассказал в беседе с корреспондентом «Кавказского узла» житель Грозного Алихан Аслудинов. - Тогда мне тоже предлагали «договориться». Речь шла о том, что я получу 50 процентов от суммы, а остальное отдам членам Комиссии по выплатам. Я отказался, сказав, что мой дом действительно полностью разрушен, а за 150-170 тысяч мне его не построить. Сейчас жалею, что не согласился оставить им 50 процентов. Тогда еще на эти деньги можно было хоть что-то сделать».
Процесс выплат денежных компенсаций неоднократно приостанавливался в связи с множественными нарушениями, а затем возобновлялся. В последний раз это было сделано осенью 2008 года. В конце минувшей недели премьер правительства Чеченской Республики Одес Байсултанов заявил, что выплата компенсаций гражданам за утерянное в ходе военных действий жилье и имущество будет возобновлена в ближайшие дни, но пока что этого не произошло.
Отметим, что ранее Конституционный суд Чечни попросил Конституционный суд России проверить на предмет соответствия Конституции нормативные акты, регламентирующие порядок компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество в ходе контртеррористической операции, а также за имущество, изъятое во время политических репрессий 1944 года. Москва поообещала создать при Минюсте России межведомственную рабочую группу по подготовке предложений по законодательному урегулированию данного вопроса.