Конституционный суд Чечни просит Конституционный суд России проверить на предмет соответствия Конституции нормативные акты, регламентирующие порядок компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество в ходе контртеррористической операции, а также за имущество, изъятое во время политических репрессий 1944 года.
Как говорится в запросе, в КС Чечни обратился уполномоченный по правам человека в республике Нурди Нухажиев, сообщает ""Интерфакс". Заявитель считает, что текст документа содержит ссылки к федеральным законам, устанавливающим предельный размер компенсации в сумме 10 тыс. рублей за причиненный материальный ущерб реабилитированным лицам, признанным пострадавшими в результате политических репрессий, происшедших 23 февраля 1944 года.
По мнению заявителя, установление размера компенсации в сумме 10 тыс. рублей нарушает конституционное право реабилитированных на полное возмещение причиненного ущерба, что, на его взгляд, противоречит ст. 53 Конституции России и ст. 50 Конституции Чечни.
Второй запрос также поступил в Конституционный суд Чечни от республиканского уполномоченного по правам человека. Переадресовав этот запрос в Конституционный суд России, КС Чечни указал, что, по мнению заявителя, в ходе реализации данного постановления допускаются массовые нарушения прав граждан, причиной которых является несоответствие ряда его норм Конституции России, Конституции Чечни и гражданскому законодательству России.
По мнению властей Чечни, им необходима компенсация в 18,1 млрд рублей единовременно, а потом 10 млрд - ежегодно, пишет "Независимая газета".
Парламент Чечни предложил поправить Закон "О реабилитации жертв политических репрессий" таким образом, чтобы его можно было применять в специфических чеченских условиях. По мнению депутатов, за две чеченские кампании многие архивы были безвозвратно утеряны и сведения сохранились только на 121 тысячу человек, тогда, как утверждают в Грозном, репрессированных значительно больше. Однако в пояснительной записке к проекту региональные законодатели предложили, каким образом можно будет установить жертв репрессий.
По мнению депутатов, принадлежность человека к категории репрессированных будет удостоверять справка, выданная органами внутренних дел на основании только паспортных данных. У кого же и паспорта нет, восстановить этот статус можно будет на основании свидетельских показаний в суде.
Средства для компенсаций можно взять из Стабфонда, говорят чеченские депутаты. Они считают, что избиратели ими воспользоваться не успели, так как республика "длительное время находилась вне правового поля Российской Федерации".
"При наличии политической воли высшего руководства России реализация нашей просьбы реальна. Единственный народ, по которому вопрос о компенсации по 1944 году не закрыт, - это чеченский народ. Десять тысяч рублей как размер компенсации, определенный в 1992 году, - это не сумма", - сказал спикер Абдурахманов.
Тем временем правительство России инициативу чеченских депутатов не поддержало, посчитав, что предложенный упрощенный порядок признания реабилитации повлечет за собой необоснованную выдачу справок. В Грозном решение правительства вызвало недовольство.
"Закон от 1991 года о реабилитации жертв политических репрессий, который юридически касался всех пострадавших народов, никаким образом не реализован в Чеченской республике. В то время как по всей России пострадавшие получили компенсации, они в Чечне не выплачены, и этот вопрос постоянно поднимают различные организации в Чечне, он беспокоит и нас", - заявил "Интерфаксу" первый заместитель председателя Народного собрания парламента Чеченской республики Замбек Залзаев.
По его словам, "обозначенные в данном законе 16 лет назад суммы в настоящее время смехотворны и не соответствуют ущербу - материальному, моральному - понесенному чеченским народом".
Залзаев также особо отметил, что данный законопроект не имеет никакого отношения к проекту договора о разграничении полномочий.
"То, что произошло с чеченским народом в 1944 году, всеми признано как геноцид. И по поводу этой трагедии парламент Чеченской республики не намерен ни с кем устраивать никакие торги, и мы не намерены увязывать этот вопрос с решением каких-либо других политических задач, в том числе этот вопрос не имеет никакого отношения к проекту договора о разграничении полномочий", - сказал он.
Он отметил, что "во всех субъектах Российской Федерации, где проживают репрессированные народы - Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия и другие, вопросы компенсаций решены еще более пяти лет назад".