Убийство росгвардейца в Чечне может указывать на активизацию вооруженного подполья, при этом оно вряд ли скажется на репутации Кадырова, который ранее заявлял о ликвидации боевиков.
Как писал "Кавказский узел", днем 24 октября в пригороде Грозного был обстрелян автомобиль "Урал" Росгвардии. В результате нападения один военнослужащий погиб, еще один получил ранения. Нападавшим удалось скрыться. Сотрудник Росгвардии в Чечне погиб, поскольку вооруженное нападение застало силовиков врасплох, а необходимости в дополнительной охране росгвардейцев в республике нет, считают ветераны силовых структур.
Нападение на росгвардейцев стало по меньшей мере вторым аналогичным инцидентом в Чечне с начала года. Ему предшествовало нападение на полицейского в Ачхой-Мартановском районе в феврале.
"Кавказский узел" попросил прокомментировать нападение на силовиков в Чечне политолога Дмитрия Орешкина*, политолога Руслана Кутаева и правозащитника Центра защиты прав человека "Мемориал"*.
Глава Чечни не особо волнуется за свою репутацию, заявляя об уничтожении подполья на фоне повторяющихся нападений на чеченских силовиков, считает Дмитрий Орешкин*.
"Я думаю, что репутация Кадырова настолько деградировала, что она скорее опирается на тотальный контроль, а не на правдивость его заявлений. Все понимают, что республика под Кадыровым. Кто-то, в основном его окружение, думает, что это правильно, а остальные неважно, что думают, потому что находятся в зависимом состоянии. Кадыров может говорить и делать все, что угодно, пока он контролирует силовиков, которые, в свою очередь, контролируют население. Вопрос о его репутации в повестке не стоит", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Подросло новое поколение людей молодых и горячих, которые не верят Кадырову и, возможно, не боятся его или принадлежат кланам, которые хотели бы противостоять Кадырову
По его словам, последние события в республике могут сигнализировать об активизации подполья. "Подросло новое поколение людей молодых и горячих, которые не верят Кадырову и, возможно, не боятся его или принадлежат кланам, которые хотели бы противостоять Кадырову. Кроме этого население видит, что ситуация давным-давно решается не в правовом поле. Это означает, что закон на данной территории России не функционирует и, следовательно, защитить себя можно только силой. Отсюда и появляются такие группировки, которые используют вооруженную форму борьбы. Помимо этого отправка большого количества силовиков на военную операцию может привести к ослаблению контроля за ситуацией в Чечне, так как создается вакуум силовиков, а противники на этом фоне оживляются", - отметил политолог.
Помимо регулярных отчетов об отправке из Чечни добровольцев в зону военной операции, поступают сообщения и об отправке отрядов чеченских силовиков. Так, 19 сентября в зону боевых действий отправился сводный отряд чеченских полицейских, его возглавили начальники Наурского и Надтеречного райотделов.
Как чеченскими, так и федеральными властями неоднократно заявлялось об уничтожении подполья, но на самом деле нападения на силовиков не прекращались, подчеркнул правозащитник "Центра защиты прав человека "Мемориал"*, знакомый с чеченскими реалиями.
"Про ликвидацию всего подполья сообщали много раз, и не только Кадыров, но и федеральные службы периодически делали такие заявления. Но нападения продолжались, и борьба против них не прекращалась", - сказал он "Кавказскому узлу".
Рамзан Кадыров заявлял, что с вооруженным подпольем в Чечне покончено после убийства в Катар-Юрте группы боевиков во главе с Асланом Бютукаевым. Говорить об окончании вооруженных конфликтов в Чечне рано, так как в республике подрастает молодое поколение, недовольное политикой властей, заявили опрошенные "Кавказском узлом" аналитики.
По мнению правозащитника, успех борьбы против подполья напрямую связан с нарушениями прав человека в Чечне. "Думаю, что пока будут нарушения прав в Чечне и будет насилие, будут появляться подпольщики", - указал он.
Заявления о ликвидации подполья не имеют ничего общего с реальностью, согласился Руслан Кутаев. "Если в республике не осталось воюющих чеченцев, которых знают ставленники Москвы, это не означает, что их нет там. Заявления о ликвидации подполья не показывают то, что есть на самом деле", - сказал он "Кавказскому узлу".
По его мнению, нападения на силовиков в Чечне не влияют на репутацию Кадырова в обществе. "Пока ещё нет таких нападений, что могли бы повлиять на настроение общества и репутацию главы Чечни", - отметил он.
Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* внесен в реестр иноагентов.
** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.