Как Кровь Христа оказалась в Арцахе?

26 июля 2019, 12:11

Что объединяет эти реликвии?

Святой Грааль - чаша из которой пил Христос и в нее  Иосиф собрал кровь из ран распятого на кресте Христа. 
Копье Лонгина считается одной из величайших реликвий христианства, вонзившись в тело Христа, оно окропилось его кровью.
Деревянный крест, на котором распяли Христа,  он истек кровью на этом кресте.
Плащаницу, в которую завернули тело Христа, оно тоже впитало его кровь.
Гвозди, которыми прибивали Христа к кресту, на них тоже его кровь.

Есть и другие...Все эти реликвии  священны для христиан потому, что на них кровь Иисуса Христа. Считается, что эта кровь приносит спасение.

"Кровь Христа имеет силу искупить бесконечное число грехов, совершенных бесконечным числом людей на протяжении веков, тех, чья вера основана на том, что кровь принесет спасение."

До сих пор в церквях, во время разных ритуалов, пьют вино, которое символизирует кровь Христа.

В книге "Очерки истории Сюника IX-XV вв." Г.М. Григоряна есть раздел, в котором опубликованы лапидарные надписи, грамоты и купчие Сюника. В это разделе я наткнулся на очень интересную купчую епископа и историографа Сюника, Степаноса Орбеляна. Привожу ее полностью:

Купчая Степаноса Орбеляна о приобретении у князя Длена священной утвари (1294 г.)

"В год разрушения страны Армянской, в горькое и тяжелое время, когда было лето 743 (1294), к 15-му юбилею, в период владычества хана Кейхату и католикосства Армении владыки Григора, царствования Грузией Давида и при правлении сей областью благочестивым Эликумом и братьев его я, грешный должник владыка Степанос, епископ Сюника, сын прославленного князя Тарсаича, предводитель высочайших и миросозерцающих домов Татева и Нораванка с помощью всевидящего смотрителя, встретил непередаваемые сии дары божественного Святого Знамения, перевезенные из Арцаха и, увидев на них кровь Иисуса, закипела кровь во мне, купил у внуков Длена, владельцев исконных, заплатив сразу 500 дахеканов, наряду со многими иными дарами. (Внуки Князя Длена) продали нам добровольно (Святое Знамение) из-за горькой и злой нужды и долгов своих. А мы, получая его, украсили чистым златом и каменьями достойными: вначале (купили) крест, а затем и оклад (мощехранительницу) с надеждой на благословение Христа, за душу мою грешную, возможно найду милость на беспристрастном суде. И подарил (сие Святое Знамение) святому и превосходному монастырю Нораванк- нашей родной усыпальнице. (Отныне), если кто постарается коварством отобрать его с сего места, будет осужден вместе с Каином, Иудой и Арием, будет проклят всеми небесными и земными святыми при жизни и после смерти, ответит за наши грехи. Итак, поминайте меня и братьев моих- храбрых и могучих князей Эликума, Липарита и других, (а также) добрую мою сестру Мамкан. Да и вы будете помянуты Богом нашим Христом. Аминь".  

Степанос Орбелян, довольная известная в истории Армении личность. Он происходил из правящего на тот момент Сюником княжеского рода Орбелянов.
Известен как автор рукописи "История страны Сисакан". Как один из самых могущественных епископов Великой Армении, он поехал в Киликийскую Армению, где на тот момент происходили выборы католикоса. Жил во дворце царя Киликийской Армении и его голос на выборах был одним из решающих.
Скончался в 1304 году и похоронен в родовой усыпальнице монастыря Нораванк, для которого и приобрел эту священную утварь "с надеждой на благословение Христа, за душу мою грешную, возможно найду милость на беспристрастном суде", как он сам выразился. Он верил в то, что кровь Христа спасет его душу, потому и заплатил такую большую сумму.

Кто такой князь Длен из Арцаха, у внуков которого епископ Степанос приобрел священную утварь  и как она оказалась в Арцахе, я не знаю. Никаких упоминаний о нем я не нашел. У меня есть только эта запись, но в ней четко указывается крест (возможно, частички креста, на которых был распят Иисус) и оклад, на которых Степанос Орбелян увидел кровь Христа.

Но у нас есть год покупки, 1294 год и можно рассмотреть, что происходило в эти годы.

В 1290 году умер правитель Сюника, князь Тарсаич и правителем стал князь Эликум Орбелян, брат Степаноса Орбеляна.

Могила Эликума, с выгравированным на камне молодым львом, фото: www.interesmir.ru

В 1291 году скончался хан Аргун и на его место правителя государства Хулагу был избран Кейхату хан. Правил он недолго, уже в 1295 году он был убит сторонниками своего брата, Байду хана.

Известно, что незадолго до своей смерти, Кейхату хан пригласил к себе князя Джалала, брата князя Еликума и повелел ему отправится с монголами в Амарасский монастырь, видимо в качестве проводника, и реквизировать у монахов Амараса знаменитый посох св. Григориса и золотой крест. Ограбленные реликвии были доставлены к нему, но достались в итоге его брату и преемнику, Байду хану, который и передал их супруге своего отца, хана Абаги, дочери византийского императора Михаила VIII Палеолога, Марие Деспине Монгольской.

фото: imgwonders.com

Она, в свою очередь, незамедлительно отправила их в Константинополь, возможно в Церковь Богоматери Панагиотиссы, которой всегда покровительствовала. Что потом стало с священными реликвиями я не знаю, но известно, что эта церковь единственная сохранившаяся с византийских времен в современном Стамбуле, которая никогда не становилась мечетью и в которой всегда совершались божественная литургия.Видимо, святые реликвии хранили эту церковь.

Дальше мы переходим в область догадок, возможно, когда монголы грабили Амарасский монастырь,(между 1291 и 1295 годами) князь Длен (или его внуки, не из  рода ли Чалюнц были эти князья, они в те времена правили этой областью?) каким-то образом удалось спасти частички креста, на которой был распят Христос и на котором сохранилась его кровь. Князь Джалал, проводник монголов, был родным братом Степаноса Орбеляна и, возможно, он рассказал брату об этом эпизоде. Степанос Орбелян был слишком опытным церковником, он бы просто так не заплатил такую сумму неизвестно за что. Видимо, ему был знаком князь Длен и известна история спасения священной утвари, вот он и приобрел их для монастыря Нораванк (1294 г.) и не поскупившись украсил золотом и драгоценными камнями.

Конечно, это всего лишь мое предположение, но по годам все сходится.

Что потом стало с ними, я не знаю, но, возможно, в монастыре Нораванка известно об этом.

Монастырь Нораванк, фото: interesmir.ru

Надо бы спросить в Нораванке...

28.07.2019 в 22:06Игорь Сажин
Материальность ли это? Когда мы сужаем мир до самой малой ответственности? И когда уже зазор между безответственность и ответственность настолько малая, что даже нет места, что бы хоть какие-то даже малы дела вставить. Да любой идеалист более материален там, потому что он может делать что-то, ну хотя бы по глупости, по случайности. Синица сожрала нас... 
28.07.2019 в 21:16Dawid
мы материальны, мы же люди, нам надо ощупать все своей рукой, убедиться, кстати, если последить за историей, монастырь Амарас, после того как он расстался со своими святынями был разрушен полностью, до основания, возможно это совпадение, я не знаю
28.07.2019 в 14:18Игорь Сажин
Интересно, как духовное искупление, быстро превратилось в идолическое поклонение, как у язычников. Кровь Христа искупающая грехи человечества - это символическое изображение духовного подвига, но нам мало этого, нам нужно копье как фетиш, нам нужны гвозди как фетиш, нам нужна материя как фетиш. Нам не нужен подвиг Христа, нам нужны фетиши, что бы поклонятся им, что бы нам стало лучше. Мы не хотим идти путем Христа, мы хотим безответственно обряда. 
28.07.2019 в 22:14Dawid
у капитализма свои законы, выигрывает всегда тот, кто более материален, так нам всем кажется и по этому закону мы живем, потому и удивляемся чудакам, которые предпочитают журавля
27.07.2019 в 05:10Dawid
На фотографии где девушка смотрит на монастырь изображен Амарас и его башни, 
28.07.2019 в 21:59Dawid
говорю же, мы слишком материальны, привыкли что лучше синица, чем журавль
28.07.2019 в 21:46Игорь Сажин
Скорее мы не материальны, а мало духовны. Т.е. нам сил не хватает что бы оторваться от духовности самого низкого пошива и самого низкого обрядового уровня. Оторваться от полуживотной духовности. У нас нет сил взять на себя ответственность во всей полноте происходящего. Я понимаю человека стоящего перед вызовами космоса, перед летящим метеоритом, или человеком стоящим перед глобальным потеплением или похолоданием. Но ведь мы не берем на себя ответственность даже за самое мало, ну хотя бы за то, что бы не растить в себе ненависть к близким нам людям. Мы все ищем бесов в других, как простые идолопклонцы, вместо того что бы поверить, что не в бесах дела, в нашей общей животной сущности и надо лишь сдержаться, что бы ненависть не нарастала, нам легче поверить в зло в других людях, чем взглянуть на основы психологии отношений с людьми и взять хотя ответственность на себя. Ведь Христос просил лишь обо одном своих последователей - попробуйте взять хотя ответственность за себя (это ведь разговор про жертву).

28.07.2019 в 21:51Dawid
лишь в редких людях осталась духовность, многие просто лицемерят, чтобы показать свою духовность, почему так - я не знаю, но причин много
28.07.2019 в 21:54Игорь Сажин
Я сам часто ловлю себя не лицемерии... Духовность - это прежде всего жертва. Мало кто хочет жертвовать собой и своими ресурсами, жертвовать тем, что тебе дорого и близко ради чего-то высокого и слабопонимаемого. Это путь слишком сложный и длинный. 
29.07.2019 в 08:39Игорь Сажин
Да, но капитализм - это не нечто данное нам изначально и до конца времен. Все же есть более протяженные вещи. Капитализм лишь научает нас продавать духовность и обращать ее в звонку монету. Наша задача не продать вместе с тем, что можно продать и собственную душу.