НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
***
3 октября парламент Армении ратифицировал Римский статут о международном уголовном суде (МУС). За ратификацию проголосовало 60 депутатов от правящей партии «Гражданский договор», 22 депутата от оппозиции голосовали против, а 25 не приняли участие в голосовании.
Аргументы власти состояли в том, что присоединение к МУС позволит Армении привлечь азербайджанское руководство к ответственности за преступления против человечности, а аргументы оппозиции – в том, что Алиева привлечь все равно не удастся, а отношения будут испорчены с Россией.
Рассмотрим сначала то, что Азербайджан и Турция не присоединились к МУС и, соответственно, не могут быть осуждены, как говорили представители оппозиции. По крайней мере, пример Путина, которого осудили, а с марта 2023 года выдали ордер на его арест, показывает, что страна не обязательно должна ратифицировать Римский статут, чтобы ее представителей могли осудить.
Штаб-квартира МУС в Гааге
С другой стороны, представители власти говорят, что Международный уголовный суд позволит осудить представителей бакинской диктатуры. Это выглядит довольно сомнительно, поскольку в феврале 2023 года Международный суд ООН (в отличие от МУС, к нему присоединились все страны мира) в той же Гааге потребовал от Азербайджана прекратить блокаду Арцаха, отпустить военнопленных, прекратить уничтожение культурных памятников в Арцахе. Однако это решение не было реализовано, напротив, Азербайджан интенсифицировал политику геноцида, и мы получили этническую чистку в Арцахе.
Таким образом, всерьез рассчитывать на то, что, провалив всю внешнюю и оборонную политику, можно что-то исправить на уровне международных судов, несерьезно. Это не сработает.
Можно вспомнить пример суданского диктатора Омара аль-Башира, ордер на арест которого также выдал МУС за политику геноцида в Дарфуре в конце 1980-х и в 90-ых гг. аль-Башир посещал разные страны, в том числе ратифицировавшие Римский статут, но не был арестован их правоохранителями, а в 2020 году власти согласились выдать его в Гаагу, но уже после того, как в Хартуме произошел военный переворот и к власти пришли противники аль-Башира. Впрочем, они все равно решили судить его сами и в Гаагу не отправили.
В Азербайджане же, помимо прочего, диктатура ультранационалистическая, и Азербайджан стал мононациональным обществом. Так что за преступления против армян Алиева судить не будут ни внутри, ни выдадут зарубеж. Так что даже теоретический эффект в случае принятия решения в пользу Армении, будет растянут по времени и не будет иметь практических последствий; крайне трудно предположить иное.
В дискуссию относительно присоединения Армении к МУС, вступили представители России. Они заявили, что для них это неприемлемо, поскольку сейчас под следствием находится Владимир Путин. Путина обвинили в том, что российские власти эвакуировали детей с территории Украины, занятой российскими войсками и в дальнейшем лишали их идентичности. Относительно этого существуют вопросы – как по масштабам произошедшего, так и по намерениям, но Россия не собирается защищаться в МУС, а просто решила не признавать его и объявила в розыск самих судей, принявших соответствующее решение, которое, очевидно, имеет политический характер. Это понятно, поскольку решение МУС бьет по самому фундаменту российской власти – легитимности и неприкосновенности первого лица.
В связи с этим, мы видели крайне острую реакцию из России; возможно из всего произошедшего за последние 5 лет, именно присоединение Армении к юрисдикции МУС стало для российских властей неким рубежным событием в отношениях. Понятно, что это событие существует в контексте, а он таков: активные контакты ереванских чиновников с киевскими, демонстративное неуважение к московским коллегам, планы по отключению российских телеканалов и др.
При этом, представители нынешних армянских властей утверждают, что данное решение не направлено против России и не будет иметь последствий для российского президента, а также предлагали заключить специальное соглашение на эту тему, но в России эти сценарии всерьез рассматривать не стали, вероятно, ввиду потери доверия между сторонами.
Таким образом, политический и дипломатическим ущерб в результате ратификации Римского статута Арменией, будет значительным, но в отличие от правовых выгод, которые могут быть в далеком будущем, его эффект может наступить немедленно. Так что Армения действительно проиграет от присоединения к МУС.
Если кто-то считает, что за российское предательство Арцаха и Армении надо отплатить таким образом, то это пример не политического, а инфантильного мышления. Потому что игра в месть в таких чувствительных для контрагентов вопросах не может закончиться выигрышно для Армении с игроками, потенциал которых многократно превышает армянский. Россия никуда не денется из этого региона, она останется в нем и будет в любом случае влиятельным игроком.
Армения будет иметь дело со все более враждебной Россией, что потенциально окончательно разрушит баланс, позволяющий выживать нашему государству в этом сложном регионе. Если кто-то думает, что Россия весь свой инструментарий применила, то в действительности это ошибочное мнение.
Как минимум, против армянских производителей будут применены экономические инструменты, можно вспомнить опыт Грузии и Молдовы, и ущерб от этого будет очень значительным. Есть сообщения об изменении отношения к мигрантам из Армении: многим ухудшили положение и при прочих равных начали трактовать решения против них; на границе России с Грузией перед КПП «Верхний Ларс» уже стоит много грузовиков, в том числе, с коньяком. Перечислять возможный ущерб не буду, понятно, что он очень велик, поскольку уровень экономических взаимосвязей между странами очень высок и только вырос в последнее время.
***
Однако экономические последствия – это не все, что может произойти. Россия уже много раз показывала, что готова использовать и военно-политические инструменты; понятно, что попытка резкого отхода от России приведет к дальнейшему ухудшению положения Армении. И войны 2020 и 2023 года, и столкновения 2021-2 гг., а также их последствия, были в значительной степени вызваны изменением отношения в России к Армении именно «благодаря» политике нынешнего правительства, нацеленной на разрыв с Россией.
Учитывая предсказуемость российской реакции, этот «пинг-понг» становится вечным: армянские власти предпринимают некий провокационный шаг, который на практике мало на что влияет, но портит фон в отношениях, российские власти реагируют топорно, как умеют, что приводит к потере Арменией территорий, в результате армянские власти (частично справедливо) обвиняют в произошедшем Россию, чем еще больше портят отношения. Также изменяется общественное мнение, поскольку пропаганда с обоих сторон заточена на разрушение и без того хрупких отношений. Но надо признать: для Армении отношения с Россией куда важнее, чем для России отношения с Арменией. Эту реальность невозможно игнорировать.
Ситуация может продолжаться и дальше, с такими же катастрофическими последствиями для Армении. В связи с чем возникает два вопроса: (1) насколько эти изменения мотивированы собственными решениями нынешнего армянского правительства, а насколько обусловлены внешними влияниями, что выглядит более вероятным сегодня, и (2) насколько далеко все зайдет, и будет ли повторен 1920 год с полным разгромом Армении и потерей государственности? К сожалению, исключать этот сценарий уже нельзя. А пока будем надеяться, что все ограничится лишь экономическими последствиями.
Напоследок, надо учитывать, что у Армении нет возможности обращаться к третьим странам и всерьез рассчитывать на их поддержку; кроме того, для этого ничего не сделано. Соответственно, нынешняя безответственная политика приводит лишь к чистому ухудшению внешнеполитического фона: при отсутствии какого бы то ни было прогресса в отношениях с Западом, есть явный регресс в отношениях с Россией, да и с Ираном. То же самое я в прошлом говорил и о том, что Армении не следует выходить из ОДКБ: сама по себе организация бесполезная, но "кушать не просит", а ущерб от выхода очень большой. Власти долгое время говорили, что членство в ОДКБ препятствует закупкам западного вооружения, но ложность этого аргумента стала очевидна вчера, когда Франция предложила военную помощь Армении. У Армении никогда не было запрета на приобретение западного вооружения, просто оно очень дорогое, сложное в использовании и требуете запчастей, которых у Армении нет; то есть его приобретение просто было нерациональным. Хотя определенные образцы и линии могут иметь смысл, но на переход на натовские стандарты в вооружении у Армении денег нет и не предвидится в ближайшие десятилетия. Соответственно, придется иметь дело с таким регионом, какой есть. И в этом смысле эмоции - плохой советчик.