НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
В череде текущих новостей, не совсем позитивных или с позитивом, высосанным из пальца, отрадно читать о чем-то реально созидательном, особенно - если ты непосредственно бываешь этому свидетелем и можешь подтвердить.
Я о серии заметок о пресс-конференции в Sputnik, которую дала Нонна Бибилова исполнительный директор Фонда содействия льготному кредитованию МСП в республике. Нонна рассказала, что в 2023 году участниками льготного кредитования МСП стали 73 проекта и это на 17 проектов больше, чем в прошлом году. Радует и направленность поддержанных бизнесов: 46 сельское хозяйства, 9 - производства, 13 – услуги, 3 – туризм, 2 – торговля.
Хотя туризму можно было бы дать и побольше. Надеемся, что туризм будет «помногочисленней» в будущем году, когда приоритетными направлениями МСП Южной Осетии являются сферы сельского хозяйства, производства и туризма. Хотя может проекты в этой сфере были на большие суммы, чем фермерские, тогда все нормально. Все дело в том что у нас нет возможности увидеть сколько и кому выделили, и это кстати не очень хорошо.
В материалах об этой конференции, во всяком случае, я таких данных не нашел. А вот нашел что более 80% добросовестно выплачивают свои кредиты и не сбиваются с графика. Это совсем неплохой показатель, но будь информация о выданных деньгах более открытой, показатель мог быть выше.
Я сказал выше, что могу выступить свидетелем по деятельности МСП. Да, на самом деле ко мне обратился знакомый из одного из районов Республики. Он фермер и прошел отборочный конкурс программы льготного кредитования малого и среднего предпринимательства. И уже на этом этапе, когда казалось все должно пойти как по маслу, которое тот фермер как раз и производит. У него возникли проблемы, да такие, что он уже был готов, как он говорил, бросить это дело. Банк требовал, например, поручительство двух работников бюджетной сферы с окладом, достаточным, причем они обязательно должны проживать в Цхинвале. А ведь у многих сельчан может нет таких знакомых в Цхинвале или в том же Ленингорском районе. Такие препоны очень сильно тормозят развитие бизнеса в деревне и сокращает количество желающих брать кредиты, в том числе и льготные.
Надо сказать, что в этом случае я не вижу вины банка. Проблема видимо в том, что у нас нет отлаженной системы воздействия на так называемых неплательщиков и их гарантов, поручителей. Вот банк и старается иметь этот контингент хотя бы в городской зоне, поближе к центральному зданию банка.