С тех пор, как в первой колонии строгого режима во Владикавказе открыли мечеть, прошел почти месяц. Пока руководство Федеральной службы исполнения и наказания Северной Осетии решает вопрос совместно с Духовным управлением мусульман о назначении имама и графике проведения молитв, заключенные сами назначили себе временного духовного лидера.
"В настоящее время мы прорабатываем вопрос о том, чтобы совместно с Духовным управлением составить график религиозных мероприятий. Он должен соответствовать утвержденному распорядку дня в колонии, чтобы все меры соблюдались. Духовное управление уже определило, что имам будет приходить в колонию один раз в месяц", - сказал замначальника по кадрам и воспитательной работе Управления федеральной службы исполнения и наказания по Северной Осетии, полковник внутренней службы Неведя Бязров.
Колония строгого режима находится на окраине Владикавказа. Осужденные, которые там находятся, отбывают наказание по разным статьям уголовного кодекса.
По словам Бязрова, большая часть осужденных отбывает наказание за незаконный оборот наркотиков - 30%, 20% - за убийства, 25% отбывает наказание за грабежи. Средний возраст осужденный варьируется от 25 до 40 лет.
Права и свободы граждан закреплены в Конституции, во Всеобщей декларации прав человека, а также во всероссийском уголовно-исполнительном кодексе, который обеспечивает свободу вероисповедания осужденных. Согласно 14 статье, заключенные вправе исповедовать любую религию, независимо от того, где находятся. Из 1271 заключенного колонии, 30 исповедуют ислам.
"Мы, за то, чтобы люди верили. С такими осужденными легче работать", - признался Бязров.
В 2001 году в колонии уже была построена православная часовня, потому, когда руководству колонии предложили построить мечеть, все согласились, что это необходимо.
"Все мусульмане, которые стали совершать намаз, начали изучать ислам здесь. И так как у меня и знаний побольше, и опыта, я автоматически стал имамом. Сначала мы молились в комнате, но ее надо было ремонтировать, и нам приходилось переходить из одной комнаты в другую. А так как здесь имеется церковь, то мы решили, что неплохо было построить здесь мечеть", - рассказал избранный имам первой колонии Джимми Тандуев.
Д. Тандуев был осужден сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса: 105-убийство, 162-разбой, 226-похищение человека. Тандуева осудили в марте 2003 года на 16 лет. Сам он рассказал, что до того, как очутился в тюрьме, занимался строительными работами и был студентом Горно-металлургического института, но так и не доучился. В дальнейшем он намерен получить высшее образование. А сейчас, находясь в колонии, Тандуев старается изучать английский язык, а также обязанности имама.
Ежедневно ровно в полдень он призывает верующих на намаз. В день, когда корреспондент "Кавказского узла" посетил колонию, общаться захотели не все. Но те, кто согласился, рассказали, что вера помогает им здесь.
"Я всегда чувствовал, что я мусульманин. Здесь, наверное, все чувства обостряются. Я понял, что это мое - ислам, религия. Я стал много задумываться о жизни, читаю Коран, литературу, Сунну. Узнал много того, о чем никогда бы раньше и не задумался, стал серьезнее смотреть на жизнь", - сказал заключенный Виктор Лагкуев.
Лагкуев осужден за незаконный оборот наркотиков, через девять месяцев закончится срок его пребывания в колонии. Он признался, что только здесь обратился к исламу и начал ходить в мечеть.
Для осужденных в мечети созданы все условия. Там имеется электронный график расписания молитв, внутри есть бытовые помещения: комната для ритуального омовения, кухня и раздевалка. Духовное управление мусульман подарило верующим библиотеку религиозной литературы и DVD-диски с молитвами и религиозными фильмами. Руководство колонии строго следит за тем, какие книги поступают в тюрьму и что читают заключенные.
По словам Н. Бязрова, руководители мечети и часовни, воспитательные службы колонии проверяют, чтобы туда не поступала запрещенная религиозная литература. В УФСИН уверены, что вера поможет заключенным осознать совершенные ошибки и уже говорят, что в разговорах с ними замечают положительные изменения. Теперь в надзорном органе планируют построить мечеть в колонии-поселении.