Вынужденные переселенцы из Чеченской Республики, временно размещенные в местах компактного проживания (МКП) на территории Ингушетии, жалуются на действия сотрудников миграционной службы.
По их словам, в последнее время к ним в МКП вновь зачастили представители районных администраций Чечни и Управления по делам миграции ЧР и Ингушетии. Чиновники проверяют вынужденных переселенцев, числящихся в миграционных списках, на факт проживания в лагерях. Беженцы утверждают, что в ходе данных мероприятий их необоснованно снимают с учета.
"Почти каждые два-три дня к нам в МКП приезжают различные делегации. Они сверяют списки проживающих в городке беженцев, интересуются, почему люди не уезжают домой. Предлагают места в общежитиях и ПВРах на территории Чечни, земельные участки. Вроде бы никакого давления, но почему-то после таких визитов непонятно по каким причинам людей целыми семьями снимают с учета. Так, за последние три недели из нашего городка без их ведома выписаны несколько семей", - говорит проживающий в МКП чеченских беженцев "МРО" станицы Орджоникидзевская Султан Ибрагимов.
Почти такая же ситуация складывается и в других точках компактного проживания на территории Ингушетии. Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" председатель Комитета по защите прав вынужденных переселенцев Асламбек Апаев, из ПВР чеченских беженцев "Эрзи-Лада", расположенного в г. Назрань недавно выселены все обитатели. Причина - отказ Миграционной службы продлевать договор аренды помещений с владельцем помещений.
Люди крайне встревожены происходящим и ожидают, что в ближайшее время может начаться очередной этап "добровольно-принудительного" возвращения вынужденных переселенцев на родину. Между тем, большинство вынужденных переселенцев действительно хочет вернуться на родину, однако пока не все к этому готовы. У одних нет жилья, других просто пугает перспектива остаться без заработка, а, следовательно, и средств к существованию. Об отсутствии безопасности в Чечне здесь уже почти никто не говорит.
"Сегодня я бы с удовольствием уехала домой, только некуда. Наш дом в Грозном разрушен. Получила компенсацию - 260 тысяч. Но что я построю на эти деньги, если их не хватит даже чтобы нанять рабочих. В прошлом году подала заявление на фанерный домик от УВКБ ООН, чтобы было где жить первое время. Ждала своей очереди, но вчера мне сообщили, что нашу семью сняли с миграционного учета. По каким причинам неизвестно. Из ПВР нас теперь выселяют, а куда с детьми идти я просто не знаю", - жалуется жительница одного из МКП беженцев в Назрани Зарема Байалиева.
В Комитете по делам вынужденных переселенцев ЧР, куда корреспондент "Кавказского узла" обратился за разъяснениями, сообщили, что вопросы выписки и снятия беженцев с миграционного учета решает не "чеченская сторона", а Миграционная служба РИ.
"Наша задача - выявить число тех людей, которые не имеют жилья и нуждаются в государственной помощи и помочь им вернуться на родину. С этой целью мы с представителями миграционных служб обеих республик выезжаем на места, беседуем с беженцами, узнаем их мнение. Вычеркивать из списков или ставить на учет не входит в наши функции. Это компетенция "миграционщиков". Мы работаем только с теми, кто хочет вернуться домой", - пояснили в Комитете Правительства ЧР по делам вынужденных переселенцев.
В Управлении по делам миграции Республики Ингушетия данную ситуацию пока не комментируют.
Проблема возвращения беженцев из Ингушетии обсуждалась недавно на расширенном совещании в Гудермесе, которое проходило под председательством премьера Чечни Рамзана Кадырова. На совещании было отмечено, что в пунктах временного размещения на территории Ингушетии сегодня проживают 8 тысяч граждан Чечни, вынужденно покинувших ее после начала контртеррористической операции. Премьер Чечни заявил также, что властям республики необходимо создать все условия, чтобы эти люди могли вернуться на родину.