В первый день траурных мероприятий, посвященных годовщине трагедии в Беслане, на мемориальном кладбище был открыт памятник бойцам спецназа, погибшим при спасении заложников.
Скульптурная композиция представляет собой раскинутый военный плащ, на котором установлена каска и бронежилет, накрывающий собой детскую игрушку и книжку. На памятнике надпись: "Вы навсегда в самом сердце Беслана. Парни, закрывшие сердцем детей".
Перед открытием памятника на мемориальном кладбище прозвучал набат. Под его звуки были перечислены фамилии погибших бойцов спецназа и МЧС. "Майор Андрей Вилько, подполковник Олег Ильин, майор Роман Катасонов...", - были перечислены фамилии 13 бойцов, в числе которых и сотрудники осетинской милиции. "Таких больших потерь спецподразделения не несли никогда, - раздавалось в толпе. - Они никогда не вернутся в свои дома... Мы склоняем головы перед вашими матерями и семьями. Вечная память. Вечная слава".
В церемонии открытия памятника приняли участие полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак, глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, глава Правобережного района Владимир Ходов, члены правительства и парламента, священнослужители. Чтобы почтить память погибших товарищей, в Беслан приехали сотрудники Центра специального назначения ФСБ России.
"В те дни ситуация в Беслане развивалась стремительно, что требовало молниеносного принятия решений, - сказал на церемонии открытия полпред Дмитрий Козак. - Бойцы спецназа приняли это решение и ринулись в бой без бронежилетов, чтобы спасти детей. Они были молоды и полны энергии, сильны духом и телом. Они могли жить еще долгие годы". В течение прошедших двух лет "каждый из нас задавал себе вопрос, все ли было сделано для спасения детей", отметил Козак. По его словам, необходимо сделать все, чтобы подобная трагедия больше не повторилась. "Мы в поиске ответов на это вопросы. Я призываю склонить головы перед людьми, которые отдали жизнь за детей".
На открытии памятника выступил сослуживец погибших спецназовцев, сотрудник "Альфы". "Обычно бойцы спецназа не показывают своих лиц. Но сегодня мне доверено от Центра специального назначения ФСБ России сказать слова в память о погибших товарищах", - сказал спецназовец, подавляя слезы. По его словам, бойцам была поставлена одна задача - любой ценой спасти заложников.
"Два взрыва перечеркнули надежду на мирный исход событий. Два года мы задаем себя один и тот же вопрос: могли ли мы спасти еще кого-то. Оружие и спецтехника, применялась нами так, чтобы никто не пострадал. Десять наших товарищей не вернулись из боя. Таких больших потерь в истории нашего подразделения еще не было".
Сотрудник "Альфы" обратился со словами благодарности к матерям Беслана, которые оказывают моральную поддержку семьям погибших бойцов. "Спасибо всем жителям Беслана за увековечивание памяти наших товарищей. Пусть этот памятник будет напоминанием тем, кто хотел поставить нам на колени. Пусть они знают, что сотрудники "Альфы" и "Вымпела" будут настигать их везде. Мы отомстим за ваших детей и своих боевых товарищей", - подчеркнул сотрудник Центра специального назначения ФСБ России, имя которого осталось для присутствующих неизвестным.
К родственникам павших в Беслане спецназовцев обратился глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров. Он заверил их, что память о бойцах спецназа навечно останется в Беслане. "Мы были на могилах этих ребят, старались напоминать семьям, что их безутешное горе и безмерная боль разделяется нами. Мы хотим поблагодарить их соратников, которые несут нелегкую службу и стараются оградить мирное население от дикого варварства, которое обрушилось на наш мирный город. Здесь, на земле Беслана, память о наших погибших друзьях будет жить вечно", - сказал Таймураз Мамсуров.
Сразу после открытия памятника заупокойную литургию по погибшим бойцам отслужил епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Перед тем, как начать молебен, священнослужитель вспомнил одного из погибших спецназовцев: "Я помню Дмитрия Разумовского. За полчаса до взрывов мы с тобой беседовали. Через два часа я закрывал твои глаза. Я все помню. Вы воевали не по закону службы, а по закону сердца, закрывая детей грудью, а не бронежилетом".
Уже через несколько минут после открытия, памятник был усыпан цветами. Венки в память погибших бойцов возложили и матери Беслана. "Они все наши, все, кто погиб, стали нам родными", - говорили женщины.