В обнародованном накануне, 28 августа, докладе члена парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане Юрия Савельева содержатся данные, идущие вразрез с выводами официального расследования. В частности, там отмечается, что первые два взрыва в школе № 1, от которых погибло наибольшее число людей, были произведены из огнемёта и гранатомёта с крыш зданий напротив школы.
Полностью доклад Савельева "Беслан — правда заложников" можно прочитать в Интернете на сайте pravdabeslana.ru. Как считает редактор интернет-ресурса Марина Литвинович, после обнародования доклада следствие по теракту в Беслане можно начинать заново.
В свою очередь, член комиссии по расследованию терактов в Беслане и член комитета Госдумы по безопасности Аркадий Баскаев заявил, что выводы Юрия Савельева "надуманные". Баскаев также сообщил, что официальный доклад комиссии терактов в Беслане будет опубликован во второй половине сентября, передает Newsinfo.
Издание "Коммерсант", в свою очередь, опубликовало подборку мнений политиков и простых людей по поводу доклада Юрия Савельева. Их попросили ответить на вопрос "Кому больше верите?".
Лев Пономарев, лидер движения "За права человека":
— Я правительственным комиссиям не верю. Доклад Савельева более правдоподобен. Но вообще, ничьи отчеты нам не нужны — мы и так уже знаем правду о Беслане благодаря открытому процессу над Кулаевым и мужественной позиции "Матерей Беслана".
Валерий Рязанский, зампред фракции "Единая Россия":
— Я полностью доверяю выводам официальной комиссии. В ней было задействовано много специалистов, а их выводы были многократно проверены. Сомневаюсь, что один человек в состоянии воссоздать картину произошедшего целиком. Не знаю, на что рассчитывает господин Савельев.
Евгений Ройзман, независимый депутат Госдумы, член комитета по безопасности:
— У меня есть все основания не доверять материалам официального расследования. Сложно судить, могли ли российские военные сами спровоцировать взрыв или нет, но они действовали в экстремальной ситуации, и это надо учитывать.
Сергей Урманов, муж погибшей заложницы в Беслане:
— Думаю, результаты расследования Юрия Савельева будут ближе к истине. Когда он собирал информацию, то было видно, что человек докапывается до истины. Он очень подробно меня расспрашивал, мы восстанавливали картину буквально по минутам, а парламентская комиссия так с нами не работала.
Эдуард Балтин, адмирал, бывший командующий Черноморским флотом, герой Советского Союза:
— Никаким, все парламентские комиссии — сплошное словоблудие. Я мог в этом лично убедиться на примере с подлодкой "Курск". А альтернативные комиссии ничем не лучше — просто они всегда преследуют личные цели. Думаю, что депутат Савельев таким образом начал подготовку к парламентским выборам. Это аморально — детей уже не вернуть, тогда зачем лишний раз возбуждать родителей?
Марк Розовский, художественный руководитель театра "У Никитских ворот", отец бывшей заложницы при теракте на мюзикле "Норд-Ост":
— Я хотел бы верить тому, кто скажет правду. Но ни парламентская комиссия, ни альтернативное расследование не ответили на вопрос, кто раздал оружие обезумевшим от горя родителям. Я сам был обезумевшим отцом, но понимал, что давать мне оружие в руки нельзя. В Беслане действительно все спровоцировали. И мне кажется, что сейчас выводы о том, кто сделал первый выстрел, уже не так важны. Нужна правда.
Идрис Албастов, заслуженный юрист России, бывший министр юстиции Чечни:
— Правительственной комиссии Александра Торшина. Я не верю, что федеральные власти при Путине могли поступить так, как говорит господин Савельев. В любом случае военные не хотели, чтобы так получилось.
Сергей Иваненко, зампред партии "Яблоко":
— О какой вере может идти речь, если даже парламентская комиссия не была независимой!
Марина Литвинович ранее в интервью Радио Свобода заявила, что, "основной вывод доклада Савельева, конечно же касается первых взрывов, прозвучавших в спортзале 3 сентября и положивших начало штурма школы. Юрий Петрович Савельев в своем докладе выяснил, что первые выстрелы по спортзалу были произведены из определенного оружия, первый выстрел из РПО-А, это реактивный пехотный огнемет термобарического действия или из подобного оружия, с подобными свойствами, второй выстрел был произведен из ШГА-1, это реактивная штурмовая граната. Известно, откуда стреляли. В первом случае это пятиэтажный дом 37 по Школьному переулку, а во втором дом 41 по Школьному переулку, эти здания примыкают к школе. И, соответственно, известно, куда эти были выстрелы сделаны: первый выстрел был в чердак спортзал над заложниками, второй выстрел был под окном спортивного зала. Но, конечно, остается невыясненным, кто конкретно стрелял, но это менее важный вопрос. Важный вопрос другой: кто дал этот приказ - стрелять".