Проблемы национализма, этнических фобий и национальной идентичности корреспондент "Кавказского узла" обсудил с руководителем депутатской группы "АРФ Дашнакцутюн - Движение 88" парламента Нагорного Карабаха Арменом Саркисяном.
-Господин Саркисян, Армянская Революционная Федерация Дашнакцутюн воспринимается в политическом спектре как радикальная, даже националистическая партия. Вы согласны с этой оценкой?
- Я против того мнения, что Дашнакцутюн - националистическая партия. АРФД - национальная партия. Вообще, мы считаем, что национальный вопрос на Кавказе не решался веками именно потому, что национальная идея путалась с национализмом.
Национализм - это фетишизация одной нации и стремление к установлению господства над другой нацией. А национальная идея - это защита этнических интересов и прав.
Дашнакцутюн считает, что совместное мирное проживание народов возможно только в случае, если защищены права всех народов. Право нации зиждется на праве отдельного человека, а каждый человек имеет право идентифицировать себя с той или иной нацией.
Удивительно, но, говоря о демократии и защите прав человека, мы зачастую забываем о его принадлежности к нации и о правах этой нации.
-У истоков национально-освободительного движения в Карабахе стояла партия Дашнакцутюн. Вначале многие называли это движение националистическим, сепаратистским. Как бы вы оценили характер Движения?
- В Карабахе можно наблюдать классический пример национально-освободительного движения. Он не нациоанлистическое хотя бы потому, что не было направлено против какой бы то ни было нации. Это была борьба за право сохранить свою национальную принадлежность. Однако вместо рассмотрения вопроса в этой плоскости карабахцев стали представлять как националистов. Результатом стала кровопролитная война. Вот почему Дашнакцутюн считает, что мир между народами возможен только в случае, если национальный вопрос решен на основе прав всех наций.
- А что такое для человека его национальная принадлежность? Вы считаете, она имеет культурологическое, самозащитное, самоидентификационное значение?
- Мировая культура - это синтез этнических культур, носителями которой являются отдельные люди. То же самое можно сказать про национальные движения. В Карабахе отдельные люди решили самоопределиться по национальному признаку. В ответ получили войну. Такой же процесс произошел в Чехословакии, но здесь оба народа тихо-мирно разошлись. Потому что уважали друг друга. Дашнакцутюн утверждает, что дружба народов может быть основана только на взаимном уважении. Разве Карабах не имел право говорить о независимости? И разве оправдан военный ответ Азербайджана на мирное требование карабахцев?
-В Карабахе сложно говорить о национализме, потому что государство по большому счету мононациональное. Хотя есть мнение, что мононационализм явялется следствием национализма...
-То, что в Карабахе мало представлены другие национальности, результат азербайджанской политики. Долгие годы Карабах находился в составе Советского Азербайжжана, и официальный Баку не поощрял заселение в Карабахе людей иных национальностей. Сами армяне Карабаха никогда не относились плохо к представителям других наций. Доказательством тому может служить то, что во время национально-освободительного движения и даже войны представители других наций из Карабаха не уезжали и живут здесь до сих пор. А в нынешнем Карабахе вообще нет никаких национальных вопросов.
Вот много говорят об интернационализме в Азербайджане. Но давайте посмотрим, у какой из национальностей и народностей, представленных в этой стране, есть национальные школы. А в Карабахе государство финансирует школу для людей иных национальностей, которые желают получать образование на своем языке.
- А как же отъезд азербайджанцев из Карабаха?
- Что касается азербайджанцев, то это тоже результат азербайджанской политики. Карабахское движение не было направлено против азербайджанцев. Мы говорили о присоединении c Арменией. Но азербайджанцы добровольно оставили Карабах под давлением собственных властей.
-Как вы считаете, возможно совместное проживание карабахцев и азербайджанцев в рамках одного государства?
- Мы провозгласили независимость на территории бывшей НКАО и Шаумянского района. В результате навязанной нам войны появились нынешние фактические границы, которые могут служить единственной гарантией мира в стране. Добиться признания Нагорного Карабаха в этих границах - наша сверхзадача. После признания государства, которое мы строим в демократическом русле, мы будем готовы проводить демократическую политику и в отношении всех народов, которые захотят жить здесь.