В суде Правобережного района продолжился судебный процесс по делу бывших руководителей РОВД, обвиняемых в должностной халатности, приведшей к захвату заложников в школе Беслана. В ходе очередного заседания суд допросил пятерых свидетелей обвинения, являющихся сотрудниками РОВД.
Напомним, в халатности и ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей, которые привели к беспрепятственному проезду боевиков в Беслан и захвату школы, обвиняются руководители Правобережного РОВД: начальник милиции Мирослав Айдаров и двое его заместителей Таймураз Муртазов и Гурма Дряев
Первой на допрос была вызвана Елена Богданова, инспектор по делам несовершеннолетних. 1 сентября 2004 года она должна была нести дежурство в бесланской школе-интернате, находящейся неподалеку от захваченной первой школы. По словам свидетельницы, утром в день теракта в РОВД был проведен общий развод личного состава, на котором руководство довело до сотрудников соответствующий инструктаж по охране общественного порядка в день знаний.
"Согласно расчету сил и средств я должна была идти на службу в школу №6, но произошла замена и я направилась в школу-интернат, - пояснила суду свидетельница. - На разводе нас проинструктировали о повышенной бдительности". Как рассказала Богданова, никакого оружия при себе она не имела. "Оружия у меня не было, рации тоже. В интернате линейка еще не началась, как я услышала выстрелы со стороны первой школы и РОВД. Вместе с администрацией школы, мы эвакуировали детей. После этого я вернулась в отдел и согласно инструкции встала в оцепление".
Отвечая на вопросы гособвинителя Алана Рамонова, доводились ли до личного состава РОВД телетейпограммы о возможных терактах по варианту Буденновка в день знаний, свидетельница Богданова подтвердила, что с подобной информацией личный состав был ознакомлен. Прокурор зачитал текст поступивших в РОВД телетейпограмм, согласно которым милиционеры должны были провести разъяснительную работу среди руководства школ о возможной опасности терактов, о повышенной бдительности, об обязательном обследовании территории школы, классов и чердачных помещений. Службы участковых должны были провести подворовые обходы, выявлять подозрительных лиц мужского пола боеспособного возраста без прописки и т.д. Однако, как следует из показаний инспектора Богдановой, приказы, содержащиеся в телетайпах, ею исполнены не были. По ее словам, администрация школ практически в полном составе находилась в отпусках вплоть до 1 сентября, поэтому сообщить им об опасности терактов и повышенной бдительности Богданова не успела.
"Директоры школы были в отпусках, учителя тоже. Поэтому довести до них информацию из телетейпограммы в полном объемы было невозможно, школы были закрыты. Я намеревалась сделать это 1 сентября", - заявила суду Богданова. Такие показания свидетельницы возмутили потерпевших, среди которых оказались и работники школ.
"После 25 августа все директора, завучи и учителя выходят из отпусков, - подчеркнула потерпевшая, учительница Эльвира Туаева. - В это время проводятся педсоветы перед началом учебного года. Большинство работников школы бывает на месте. Как не стыдно давать такие показания? Свидетельница пытается убедить нас, что исполняла свои должностные обязанности. Но я уверена, что она и не была в школе, где было положено быть".
Как рассказали корреспонденту "Кавказского узла" потерпевшие, в конце августа министерство образования проводило в Беслане большие совещания педагогических коллективов, на которых присутствовали директора всех школ района, а также сотрудники милиции. "На этом совещании и слова не было о том, что в Беслане сложная обстановка, что в РОВД поступают такие тревожные сведения о возможных терактах. Сотрудники милиции, в частности инспекторы по делам несовершеннолетних, выступили с речью о трудных детях, об их воспитании, о неблагополучных семьях и т.д. О том, что в РОВД есть информация о теракте в день знаний и что необходимо повысить бдительность, и речи не было. Мы остались в неведении", - рассказали потерпевшие. По их мнению, сотрудники РОВД дают необъективные показания суду, часто расходящиеся с их показаниями на предварительном следствии. Рассказывая о работе РОВД в период за два-три месяца до теракта, милиционеры нередко дают несвязные, запутанные показания, отвечая на многие вопросы "не помню, не знаю". "Как такие люди могли работать в милиции, - возмущались в суде женщины. - Ничего не помнят, не знают. Скорее всего, на некоторых уже успели оказать давление".
Как ранее сообщал "Кавказский узел", на суде по делу бывших руководителей РОВД Правобережного района приступили к допросу свидетелей обвинения. Вместе с тем в ходе заседания допрошены еще не все потерпевшие. Участники процесса отмечают крайне низкую явку пострадавших, в связи с чем допросы потерпевших и свидетелей будут проводиться одновременно. Всего по делу бывших руководителей РОВД Правобережного района проходит 426 потерпевших, из которых уже допрошено около 180. Свидетелей обвинения и защиты на данный момент насчитывается более 500 человек, пояснили в суде.
В ходе судебного процесса планируется заслушать показания всех сотрудников РОВД Правобережного района, в том числе и ГИБДД. Также в суд будут вызваны и бывшие руководители МВД Северной Осетии, в частности экс-глава ведомства Казбек Дзантиев. Известно, что в списке свидетелей также значится Нурпаши Кулаев, единственный по официальной версии выживший участник захвата школы, приговоренный Верховным судом Северной Осетии к пожизненному сроку лишения свободы.