По мнению экспертов, нападения боевиков на представителей правоохранительных органов и военнослужащих, вероятнее всего, никак не связаны с гибелью Басаева или какими-либо другими событиями в Ингушетии. Об этом, в частности, в интервью корреспонденту "Кавказского узла" заявил один из местных наблюдателей, попросивший не называть его имени. По его мнению, действия боевиков в Ингушетии носят стихийный характер и рост или снижение их активности не зависят от каких-либо событий в республике или за ее пределами.
Напомним, что за последние три недели на территории Ингушетии совершен ряд нападений на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих федеральных сил, дислоцирующихся в республике.
Так, в ночь на сегодня на дороге "Кавказ" из гранатомета был обстрелян пост дорожно-патрульной службы (ДПС). Никто из постовых не пострадал.
24 июля во время прохождения автоколонны с пограничниками в центре города Назрани произошел взрыв, в результате которого один из военнослужащих получил легкое ранение. По оценке специалистов, мощность взрывного устройства составила три килограмма в тротиловом эквиваленте.
Вечером 30 июля в результате обстрела служебного автомобиля "УАЗ" ранены трое военнослужащих внутренних войск МВД РФ. Инцидент произошел около 17 часов вечера на федеральной трассе "Кавказ" между населенными пунктами Плиево и Гази-Юрт Назрановского района. За несколько дней до этого, примерно в этом же районе был обстрелян легковой автомобиль, в котором находились двое военнослужащих, следовавших из Ханкалы во Владикавказ, в результате чего оба они погибли. Поиски преступников не увенчались успехом.
3 августа в Плиевском муниципальном округе города Назрани обстрелян автомобиль "УАЗ" с тремя сотрудниками мобильного отряда МВД РФ. Огонь велся из проезжавшей мимо автомашины ВАЗ 21010 серебристого цвета. От полученных ранений двое милиционеров скончались на месте, третий не пострадал. Преступники с места происшествия скрылись.
10 августа неизвестные лица совершили покушение на прокурора Назрановского района Ингушетии Гирихана Хазбиева, в результате которого погиб его родной брат Адам Хазбиев и еще 13 человек получили ранения различной степени тяжести. Сам прокурор не пострадал. В качестве основного мотива нападения следствие рассматривает служебную деятельность прокурора Хазбиева. По некоторым данным, в последнее время он в качестве государственного обвинителя вел дела, связанные с терроризмом.
Некоторые СМИ со ссылкой на представителей правоохранительных органов сообщали также, что покушение на прокурора связывают с уничтожением в Ингушетии террориста №1 Шамиля Басаева. По этой версии, участники НВФ мстят силовикам за его ликвидацию. Другие же связывают активизацию действий боевиков с объявленной амнистией. По их мнению, теракты в Ингушетии и на Северном Кавказе в целом, совершаются с целью спровоцировать правоохранительные органы на новые силовые операции и массовые зачистки и, таким образом, сорвать процесс сдачи боевиков.
"Я не думаю, что у боевиков были какие-то претензии лично к Хазбиеву, тем более не стал бы связывать это покушение с местью за Басаева. Было бы слишком наивно предполагать, что прокурор районного масштаба может быть причастен к спецоперации УФСБ по уничтожению главаря боевиков. В данном случае, покушение на Хазбиева и предшествовавшие ему теракты в отношении представителей силовых структур в Ингушетии я рассматриваю скорее как продолжение общей диверсионно-террористической деятельности НВФ, чем следствие каких-то конкретных событий. На мой взгляд, совершая свои вылазки, боевики делают расчет в первую очередь на дестабилизацию обстановки в республике, а не на личную месть кому-то", - считает источник корреспондента "Кавказского узла".