"Решение Верховного суда РФ о слушании "дела Ульмана" профессиональными судьями устраняет противоречие, возникшее после постановления Конституционного суда в апреле этого года", - считает представитель потерпевших Людмила Тихомирова.
Как известно, в ноябре прошлого года Северо-Кавказский окружной военный суд обратился в КС за разъяснениями о соответствии Конституции действующих законов, допускающих рассмотрение судом присяжных уголовных дел по преступлениям, совершенным в Чечне до 1 января 2007 года. Ранее с аналогичными запросами обращался президент Чечни Аллу Алханов, а также потерпевшие по делу Ульмана. В своем постановлении Конституционный суд определил, что рассмотрение особо тяжких дел в отношении военнослужащих до введения в Чечне суда присяжных должно происходить при участии профессиональных судей.
По словам Людмилы Тихомировой, новое рассмотрение "дела Ульмана" должно начаться со стадии предварительного следствия, когда подсудимые могут выбирать, каким составом суда будет слушаться дело. Как считает Людмила Тихомирова, Ульман и другие подсудимые могут выбрать, будет ли их судить один судья или трое профессиональных судей. Ранее, после опротестования приговора военной коллегией Верховного суда и возвращения дела на новое рассмотрение, его слушание начиналось со стадии формирования коллегии присяжных, т.к. подсудимые выступали с ходатайством о рассмотрении дела судом присяжных. После вынесения определения Конституционного суда теперь такой возможности они лишены.
"Дважды вынося оправдательный вердикт по делу Ульмана, присяжные не давали оценку доказательствам, собранным в деле, это от них не требуется по закону, - заявила Людмила Тихомирова. - Напротив, при рассмотрении дела профессиональными судьями все доказательства по каждому эпизоду должны получить оценку суда. В этом случае будет ясно, на основании каких доказательств вынесен приговор. В случае с коллегий присяжных невозможно было сказать, из каких умозаключений исходили присяжные, принимая решение о невиновности Ульмана и его сослуживцев".
Капитан Эдуард Ульман, прапорщик Владимир Воеводин, лейтенант Александр Калаганский и майор Алексей Перелевский обвиняются в убийстве, умышленном уничтожении чужого имущества и превышении должностных полномочий, повлекшем тяжелые последствия. По данным гособвинения, в январе 2002 года недалеко от села Дай Шатойского района Чечни в рамках спецоперации по поимке Хаттаба спецназовцы ГРУ задержали УАЗ, в котором ехали шесть жителей Чечни. Спецназовцы обстреляли машину, в результате один пассажир был убит, двое ранены. Документы у чеченцев оказались в порядке, но, несмотря на это, оставшиеся в живых чеченцы были расстреляны, а их тела вместе с автомобилем сожжены. Дело Ульмана дважды слушалось в Северо-Кавказском окружном военном суде, и дважды коллегия присяжных выносила подсудимым оправдательный вердикт. Последний оправдательный приговор был отменен военной коллегией Верховного суда, дело направили на повторное рассмотрение новым составом суда. Однако процесс был приостановлен в связи с направлением запроса в Конституционный суд.
Людмила Тихомирова затруднилась сказать, когда материалы дела могут поступить в Ростов и когда возобновится судебный процесс. Она не исключила, что в Северо-Кавказском окружном военном суде рассмотрение "дела Ульмана" может идти параллельно рассмотрению дела Худякова-Аракчеева, которые также обвиняются в убийстве мирных жителей Чечни.