Голодовка десяти жителей городка беженцев "Майский" продолжается уже 14-й день. Согласно заявлению голодающих, акция проводится в знак протеста против затягивания процесса возвращения беженцев к местам их прежнего проживания на территории Северной Осетии и дискриминации ингушского меньшинства в Северной Осетии.
В своем обращении к российской и международной общественности, поступившем в редакцию "Кавказского узла", голодающие отмечают:
"23 февраля 1944 года было совершено страшное преступление против человечности - по приказу Сталина ингушский и чеченский народы были насильственно депортированы в Среднюю Азию. Чечено-ингушская республика была упразднена, а Пригородный район, - колыбель ингушской истории и культуры, - передан Северной Осетии. В ингушские дома были переселены другие люди, ингушские кладбища осквернены, мечети разрушены. После нашего возвращения из сталинской ссылки Пригородный район не только не был возвращен ингушам, - власти всячески препятствовали нашему возвращению в родные села.
После распада СССР в результате хаоса и непродуманных действий властей случилась еще одна страшная трагедия - между братскими ингушским и осетинским народами вспыхнул вооруженный конфликт. В результате вмешательства вооруженных сил России, выступивших на стороне осетин, 3 000 ингушских домов были разрушены, 50 000 граждан ингушской национальности были вынуждены покинуть свои дома. И вот уже 14 лет мы живем в железных вагончиках и бараках в 20 километрах от своих домов, без средств к существованию, без помощи со стороны государства и гуманитарных организаций, не имея минимальных гарантий соблюдения наших конституционных прав.
В 2006 году Президент России В.В. Путин поручил руководству Южного Федерального округа к 2007 году решить проблему окончательной ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта 1992 года. В основном, этот вопрос решается путем переселения ингушских беженцев из мест компактного проживания на земли Пригородного района РСО-А, граничащие с Ингушетией. Семьи, отказавшиеся от своей собственности в Северной Осетии, были перевезены на участки во вновь созданном поселке Новом, где они проживают в тех же железных вагончиках. Несмотря на заверения властей, что земельные участки в поселке Новом перейдут людям в собственность, никакие документы на землю ингушским семьям предоставлены не были. Таким образом, отказавшись от собственности в Осетии, взамен ингуши не получили никаких гарантий, что смогут жить и на этой вновь выделенной им земле.
Для тех, кто твердо намерен вернуться в свои села в Пригородном районе, представители Южного федерального округа и правительства РСО-А обещали "открыть" для возвращения населенные пункты Октябрьское, Южный, Ир. В течение нескольких лет мы слышим о том, что вот-вот сможем вернуться на родные подворья в этих селах. Однако до сих пор ни одна семья туда не вернулась. Любому терпению приходит конец.
По-прежнему актуальной остается проблема возвращения в села так называемой "водоохраной зоны". В 1996 году, как мы считаем, с целью недопущения возвращения ингушей, Правительство РСО - Алания приняло постановление № 186 от 25 июля "О зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения", которое предписывало расширить водоохранную зону реки Терек, включив в нее территории населенных пунктов Терк, Чернореченское, Балта, Редант, Южный, где до конфликта на 90% проживали ингуши. Несмотря на то, что ингушские дома находятся не менее чем в 200, а в основном в 600-1500 метрах от воды, постановление № 89 от 18 мая 1998 года "Об отселении граждан, проживающих в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения" предписывает отселить всех жителей этих населенных пунктов из поймы Терека. Все эти годы мы неоднократно обращались к Президенту РФ, правительству, государственной Думе РФ, руководству Южного федерального округа провести независимую экспертизу и вынести нейтральное неполитическое решение о границах водоохраной зоны, однако до сих пор этого сделано не было. Пока федеральный центр затягивает с решением, мы продолжаем проживать в нечеловеческих условиях беженских городков.
И, наконец, невозможно далее терпеть неприкрытую дискриминацию ингушского меньшинства в Северной Осетии. Многим гражданам ингушской национальности выдают паспорта без прописки, что лишает нас права на свободу передвижения, медицинское обслуживание, образование. Не имея прописки, гражданин фактически лишается всех своих прав. Ингушские дети в Северной Осетии учатся в отдельных школах, а у взрослых нет равного доступа к трудоустройству. В ингушских домах по-прежнему живут люди, незаконно захватившие их после конфликта. Не решен целый комплекс юридических проблем, связанных с восстановлением документов, оформлением утерянного имущества и разрушенных домовладений.
При этом отношения вернувшихся ингушей с соседями-осетинами строятся на основе взаимного уважения и добрососедства. В тех селах, куда беженцы вернулись, осетины и ингуши прекрасно общаются друг с другом, посещают соседей на свадьбах и похоронах, как и 14 лет назад. Между нашими братскими народами сильны родственные и духовные связи, и если нам не будут мешать националистически настроенные представители властей, осетины и ингуши будут жить в мире и согласии, как жили веками".
В связи с этим беженцы из Ингушетии требуют незамедлительного возвращения беженцев в местам постоянного проживания в н.п. Октябрьское, Ир, Южный; незамедлительного решения вопроса о границах "водоохраной зоны".
"В случае, если независимая экспертиза докажет необходимость расширения водоохраной зоны, и на федеральном уровне будет вынесено такое решение, мы просим отселение из включенных в нее населенных пунктов проводить с соблюдением наших прав на равноценное возмещение. В этом случае, мы настаиваем на выделение территорий для переселения в непосредственной близости от населенных пунктов постоянного проживания (надпойменной террасе р. Терек), и/или предоставления жилой площади и земельных участков в черте г. Владикавказ. Мы также просим юридически закрепить наше право беспрепятственно посещать родовые кладбища, располагающиеся на территории водоохраной зоны", - говорится в обращении.
Голодающие требуют также выдать всем жителям Пригородного района паспорта с пропиской в населенных пунктах постоянного проживания, и решить комплекс юридических проблем, связанных с компенсацией утерянного имущества и выделением новых земельных участков.