Почти все родственники Басаева к настоящему моменту либо погибли, либо давно уже официально отреклись и отказываются общаться с журналистами. Местонахождение его сестры и жены неизвестно, а мать Басаева тяжело больна, пишут "Новые Известия".
80-летнюю Нуру Басаеву решено не привлекать к процедуре анализа ДНК для опознания трупа её сына Шамиля Басаева, поскольку она тяжело больна. Басаева живет в райцентре Ведено уже более девяти лет почти в полном одиночестве. Как рассказали односельчане Басаева, жители Ведено, Нура узнала о гибели сына из уст соседей и встретила эту весть спокойно. Правда, наутро соседи видели, как она тайком у себя во дворе вытирала слезы. Семейный дом, где живет одинокая Нура Басаева, уже почти развалился. Как говорят односельчане, от дома остались одни ворота.
В роду Басаевых мало кто остался в живых. Двенадцать родственников Шамиля Басаева погибли вместе, когда в начале 1995 года в их дом попала российская ракета. Его родной брат Ширвани был убит в бою с федеральными войсками в декабре 2000 года.
В период между первой и второй военными кампаниями, когда Басаев считался героем, его родственники гордились своим положением. Когда в начале 1997 года Шамиль баллотировался в президенты самопровозглашенной республики Ичкерия, его отец Салман с гордостью говорил: "Чечня станет для меня пуховой подушкой, если сына изберут президентом". Но Шамиль уступил тогда в президентской гонке Аслану Масхадову, а вскоре был разжалован со всех постов. Еще до начала второй войны Салман Басаев скончался. Сейчас в живых остается лишь родная сестра Басаева, она давно уже вышла замуж, сменила фамилию, и теперь мало кто знает, в каком селе она живет.
Шамиль Басаев был женат на уроженке Абхазии, которую он привез домой после своего участия в войне 1992-1993 годов. В начале второй чеченской кампании муж отправил ее домой - в абхазское село Лыхны. Потом сообщалось, что она якобы выехала в Голландию и осела там в статусе беженки. Полгода назад сайт "Кавказ-центр" сообщил о том, что Шамиль якобы вновь женился - на русской казачке из Краснодарского края, однако подтверждений этой новости нет.
Остальные родичи террориста - его многочисленные двоюродные и троюродные братья и сестры - давно уже официально от него отреклись и отказываются общаться с журналистами.
Басаев и еще несколько боевиков погибли при взрыве грузовика с оружием в ингушском селе Экажево. По официальной версии, ликвидация Басаева стала возможной благодаря действиям спецслужб. Сподвижники же чеченского боевика считают, что погиб Басаев по неосторожности. Согласно этой версии, грузовая автомашина со взрывчаткой взорвалась случайно.
В данный момент останки предполагаемого Басаева находятся на генетической экспертизе, которую некоторые из представителей российских властей, будучи абсолютно уверенными в гибели лидера чеченских боевиков, посчитали излишней.
Однако же руководитель оперативно-следственной бригады, ведущей дело о теракте в Беслане, заявил, что до проведения генной экспертизы нельзя точно сказать, что был "уничтожен именно Басаев", а "слухи о его смерти распространяют СМИ".
В достоверности информации о смерти Шамиля Басаева сомневаются и некоторые жители Чечни. "После того, как о смерти Басаева президенту России докладывал лично Патрушев (директор ФСБ), я, признаться, думал, что это так и есть. Но теперь возникают некоторые сомнения на этот счет. Почему-то убитого Басаева не показали по телевидению, как это (причем неоднократно) делали с трупами Масхадова и Садулаева, и обычно делают с трупами боевиков. Потом эти разные версии относительно его гибели. То говорят, что это был самопроизвольный взрыв, то утверждают, что это операция ФСБ, а теперь и вовсе заговорили о том, что Басаева убили "свои". Конкретных доказательств его смерти все еще нет, и я не удивлюсь, если через какое-то время он где-нибудь снова объявится", - сказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" 23-летний студент одного из грозненских ВУЗов Масуд.
По мнению одного из местных политологов, версии о том, что Басаев жив, что он решил временно уйти, чтобы затем вновь вернуться, и так далее, будут существовать еще долго. "Вспомним хотя бы историю с гибелью Джохара Дудаева. Ведь до сих пор, даже по происшествии десяти лет после его смерти, в Чечне есть люди, которые убеждены в том, что он вернется! После завершения "первой войны" мне как-то довелось побывать в гостях у бывшего Генпрокурора ЧРИ Эльзы Шериповой (умерла в конце 90-х от рака). Так вот, даже она была твердо убеждена в том, что Джохар Дудаев остался жив после ракетного удара, а был просто тяжело ранен и вывезен за границу", - говорит собеседник.
"То же самое и относительно Басаева. Никто не видел Басаева убитым, а значит, есть основания сомневаться в его смерти. Причем не стоит забывать, что его "убивали" уже неоднократно, и каждый раз он чудесным образом "воскресал". Поэтому я понимаю тех людей, которые не верят в его смерть", - сказал он.