14:36 / 11.07.2006В Чечне неоднозначно воспринимают информацию о гибели Басаева

Жители Чеченской Республики по разному отнеслись к сообщению о смерти известного полевого командира, "российского террориста № 1" Шамиля Басаева.

Информация о гибели в Ингушетии Шамиля Басаева стала полной неожиданностью для многих жителей Чеченской Республики. Люди просто не могут поверить в то, что человек, на протяжении стольких лет успешно ускользавший от российских спецслужб, мог погибнуть в результате случайного взрыва.

"Признаться, поначалу я не поверил сообщению о смерти Басаева, - говорит 19-летний житель Грозного Ахдан. - Его ведь уже столько раз объявляли и убитым, и умершим от ран. Я не могу судить о Басаеве, осуждать его или восхищаться, поскольку считаю многие его методы неоправданными и принесшими большой вред тому делу, за которое он боролся. Но скажу одно. В 95-м году его воспринимали именно как национального героя, человека, сумевшего остановить бессмысленную и кровопролитную войну, пусть даже и ценой захвата заложников. Даже сейчас многие мои друзья и знакомые считают его и других боевиков героями, хотя бы потому, что они остались до конца верны тому пути, что выбрали много лет назад".

"Если судить с точки зрения международного права, то Шамиль Басаев действительно был террористом. Он взял на себя ответственность за "Норд-Ост", Беслан и Нальчик, я уже не говорю о Буденновске, - сказал студент юридического факультета ЧГУ Ислам Мусаев. - Но не меньшими террористами я считаю тех, кто отдавал приказы бомбить и обстреливать ракетами города и села Чечни, тех, кто похищал, убивал, насиловал и пытал мирных жителей. Как бы то ни было, но Басаев был значимой фигурой среди боевиков и незаурядным человеком".

"Я считаю, что смерть Басаева  - это в первую очередь сильный удар по сторонникам независимости. Теперь "на той стороне" остался только Докку Умаров. Во всей этой истории с гибелью Шамиля мне не понравилось то, как себя повели многие российские и местные СМИ, и представители органов власти", - утверждает 30-летний Султан.

"Раньше я несколько раз слышал выступления Рамзана Кадырова, относительно Басаева. И тогда он неизменно подчеркивал, что Шамиль - это хороший воин и что он хотел бы встретиться с ним на поле боя. Теперь же, после сообщения о его смерти, Кадыров вдруг стал обзывать Басаева шакалом и сказал, что он умер смертью шакала. Убитого человека, пусть даже и своего личного врага, надо все-таки уметь уважать. Конечно, каждый может пинать мертвого льва и глумиться над телом поверженного врага, но это не делает чести никому", - считает он.

"Я думаю, что лет через 10-20 о Басаеве, Масхадове, Дудаеве, Гелаеве и других будут слагать легенды, - сказал собеседник. - У нас любят людей, которые поднимались против власти, (тем более, если власть была несправедливая), шли до конца и не отступали. Все в Чечне знают и помнят имена Шейха Мансура, Байсангура Беноевского, Адибека Алдамова, Абрекова Зелимхана, Вару и Хасуху Магомадова, которого чекисты искали много лет. А кто помнит чекиста Мазлака Ушаева? Или убийц Зелимхана или Хасухи? Кто бы как не хотел, но Шамиль Басаев вошел в историю чеченского народа. Он был неординарным и мужественным человеком, хотя я и не одобрял некоторые его действия".

"Басаев был одним из самых кровавых и жестоких террористов, на совести которого сотни, если не тысячи жизней. Он нашел то, что искал. Думаю теперь можно считать, что так называемая Ичкерия безвозвратно ушла в прошлое, - убежден сотрудник чеченского МВД. - У бандформирований не осталось сколь-нибудь серьезных лидеров масштаба Басаева. Конечно, там еще есть Докку Умаров, называющий себя "президентом Ичкерии", но и его время уже завершается. Бандформирования получили такой удар, что уже не смогут от него оправиться и все идет к тому, что они потерпят полный крах".

Автор:Султан Абубакаров, собственный корреспондент <a href="http://www.kavkaz-uzel.ru/">"Кавказского узла"</a>