Председатель Хасавюртовского городского суда Дагестана рассмотрел сегодня, 4 июля, ходатайство прокуратуры Хасавюрта о восстановлении пропущенного срока для опротестования оправдательного приговора, вынесенного 18 мая судьей Ярали Рамазановым правозащитнику Осману Болиеву, обвинявшемуся в приобретении, хранении и ношении оружия. Судья заслушал мнения сторон и "удалился в совещательную комнату". Свое решение он огласит в 10 утра завтра, 5 июля, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" адвокат О. Болиева Салимат Кадырова.
"18 мая, в день оглашения приговора по делу Османа Болиева, прокуратура г. Хасавюрт представила предварительное кассационное представление на него через Хасавюртовский городской суд. 24 мая прокуратурой города Хасавюрт направлена информация на имя председателя Верховного суда А. Магомедова о том, что судьей Хасавюртовского городского суда Я. Рамазановым, в нарушение требований ст. 312 УПК РФ, не вручена гособвинителю копия приговора от 18 мая, которым оправдан Болиев. Указанная информация нами в тот же день направлена в Верховный суд республики факсом... В нарушение требований ст. 312 УПК РФ Рамазановым гособвинителю Г. Омарову вручена копия приговора от 18 мая только 31 мая 2006 года, т. е., по истечении 13 суток после оглашения резолютивной части приговора... Об изложенном председателю Верховного суда Республики Дагестан (РД) сообщается для сведения и принятия соответствующих мер", - зачитала Салимат Кадырова содержание ходатайства Хасавюртовской прокуратуры, адресованного председателю горсуда Хасавюрта Зимбатову. Копия документа была направлена в Верховный суд Дагестана.
"В деле имеется расписка работника прокуратуры о том, что 31 мая 2006 года он получил копию приговора. Судья Рамазанов действительно нарушил срок вручения копии своего решения - должен был направить его прокурору раньше. Но, подача кассационного представления не связана с вручением копии приговора. В Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) РФ прямо написано, что протест на вердикт суда может быть принесен в течение 10 дней со дня оглашения приговора. Они как бы подали предварительное представление, но оно было неверно составлено: в нем не было резолютивной части, не говорилось, что они просят от суда - отменить, изменить приговор или прекратить делопроизводство. Там просто говорится, что гособвинение несогласно с приговором, и все. 27 июня прокуратура направила в суд составленный уже в установленном порядке текст кассационного представления с требованием отмены решения по делу Болиеву вместе с ходатайством о восстановлении пропущенного срока его подачи", - рассказывает защитница.
"Мы привели доводы о том, что прокурор без уважительной причины пропустил срок опротестования приговора и просили отказать в удовлетворении ходатайства, но я не думаю, что решение будет в нашу пользу", - без оптимизма говорит Кадырова.
"Прокуратура хочет, чтобы суд восстановил срок, который она пропустила для кассационного обжалования приговора Осману Болиеву. 18 мая, в день, когда было вынесено решение, гособвинение подало кассационное представление, но, видимо, в силу своей неграмотности - не в той форме, которая предусмотрена УПК РФ. 29 мая копия вердикта была отправлена в прокуратуру Хасавюрта по почте, но они не хотели ее получать. 31 мая я вручил копию приговора сотруднику прокуратуры под роспись. 15 июня я по почте вернул в горпрокуратуру ее неправильно составленный документ и уведомил, что в предусмотренный законом срок кассационное представление не поступило и приговор по делу Болиева вступил в силу", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" федеральный судья Ярали Рамазанов по телефону из кардиологического отделения Хасавюртовской горбольницы, куда он попал после того, как, по его словам, председатель Верховного суда Дагестана вынудил его подписать прошение об отставке.
По словам Рамазанова, 19 июня он был вызван к председателю Верховного суда Дагестана Анвару Магомедову в Махачкалу. Магомедов потребовал от Ярали Рамазанова подписать заявление об отставке. "Он заявил, что я его обманул", - это было единственной, как рассказывает судья, мотивировкой действий председателя суда. Он уступил требованию руководителя и подписал заявление о сложении полномочий федерального судьи, но указал в нем, что просит рассмотреть прошение в своем присутствии. Окончательное решение об отставке Я. Рамазанова должна принять квалификационная коллегия судей Республики Дагестан.
Ярали Рамазанов полагает, что причиной такого рода действий А. Магомедова в отношении него стал оправдательный приговор, вынесенный им 18 мая правозащитнику Осману Болиеву. "Неприятности начались с самого начала рассмотрения этого дела. Давление. Разными намеками давали понять, что человека надо осудить. Заранее определили, что он виноват, является не правозащитником, а бандитом".
Незадолго до вынесения приговора, Осман Болиев и его московский адвокат Сергей Бровченко обратились в Генпрокуратуру РФ, прокуратуру РД, Верховный суд и квалификационную коллегию судей Дагестана с просьбой о привлечении к уголовной и дисциплинарной ответственности мирового судьи участка № 35 г. Хасавюрта, сфальсифицировавшего решение в отношении Болиева и обжаловали прокурору города постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам пыток Османа Болиева, изложенным в статье Анны Политковской в "Новой газете" в феврале этого года.
11 июня следователем ГОВД Хасавюрта с санкции прокурора против О. Болиева возбуждено новое уголовное дело. Теперь он обвиняется в том, что "незаконно приобрел огнестрельное оружие - автомат Калашникова и вступил в ряды незаконного вооруженного формирования, дислоцировавшегося в г. Грозный Чеченской Республики". "Сегодня, я получила информацию, что уже его фамилия появилась в материалах расследования по делу "Норд-Оста". Болиев там фигурирует, как человек, звонивший в здание захваченного театра на Дубровке боевикам, и его пытаются притянуть уже к этой трагедии, - заявила вчера, 3 июля, на пресс-конференции, посвященной преследованию российских правозащитников в Москве, директор Фонда "Общественный вердикт" Наталья Таубина.
Напомним, что 15 ноября 2005 года житель города Хасавюрт Осман Болиев находился у автомобиля своего брата, припаркованного рядом с домом. К нему подъехали сотрудники ГИБДД и, сообщив, что машина Болиева схожа с той, которая числится в угоне, предложили для проверки проехать в отделение милиции. Сев сам за руль, Болиев вслед за машиной сотрудников ГИБДД поехал в направлении местного ГОВД. Однако по пути автомашину Болиева остановили бойцы Мобильного отряда МВД РФ по оперативно-розыскной деятельности. Сотрудники ГИБДД передали Болиева милиционерам мобильного отряда и уехали. Те, в свою очередь, посадили О. Болиева в свою автомашину, надели ему на голову мешок, заковали в наручники и доставили его в отдел внутренних дел Хасавюрта. В милиции правозащитника, по его словам, несколько часов пытали, а затем обыскали и "обнаружили" у него гранату в разобранном виде.
Сначала Болиева также пытались обвинить в участии в незаконном вооруженном формировании. Уже на следующий день после задержания, 16 ноября 2005 года, РИА "Дагестан" со ссылкой на пресс-службу МВД Дагестана сообщило, что в Хасавюрте задержан активный участник незаконных вооруженных формирований О. Болиев, который, по данным правоохранительных органов, входил в группировку Арсланбека Абдулшейхова, убитого в г. Москве в театре "Норд-ост" в 2003 году. В сообщении также говорилось, что спецслужбы располагают сведениями об участии задержанного в боевых действиях против федеральных сил на территории Чеченской Республики и что у "боевика" при задержании "обнаружена и изъята граната РГД-5 с запалом".
"Обыск был проведен не на месте задержания Болиева, а только в здании ГОВД. Следуя логике, Болиев, когда ехал вслед за машиной сотрудников ГИБДД, мог легко избавиться от деталей гранаты, но не сделал этого, - заявлял фонд "Общественный вердикт". - В документах, представленных в прокуратуру для возбуждения уголовного дела, отсутствовали описание гранаты, опросы понятых, присутствовавших при обыске, материалы административного задержания". Примечательно, что на экспертизу дознавателем по делу Болиева была направлена граната РГД-5, а эксперт представил заключение на гранату "РГН (афганка)". Адвокат Салимат Кадырова, высказала в разговоре с корреспондентом "Кавказского узла" предположение, что гранату поменяли в связи с тем, что первая уже где-то "засвечена".
По мнению ряда экспертов, основной причиной задержания и обвинения Болиева стала его профессиональная деятельность. Общественная организация "Ромашка", которую возглавляет Болиев, является инициатором громкого судебного процесса по делу о похищении в Дагестане 19 октября 2004 года сотрудниками Хасавюртовского ГОВД местного жителя Яралы Исраилова. Болиев, вместе с руководителем Центра содействия международной защите Кариной Москаленко, составил и направил жалобу по этому делу в Европейский суд по правам человека. Кроме того, Болиевым был предан огласке факт убийства 14 марта 2005 года сотрудниками правоохранительных органов Дагестана 6-летней девочки Суммаи Абдурашитовой. Жалоба по этому делу также была подана в Европейский суд.
Правозащитный центр "Мемориал" заявил 16 марта, что "уголовное преследование в Дагестане Османа Болиева имеет отчетливо выраженные политические мотивы".