В последнее время стало привычным, что на территории Ингушетии все увереннее действуют чеченские милиционеры, а сама Ингушетия, судя по активности боевиков, превращается в постоянную конфликтную зону, ничем не отличающуюся от Чечни, считает "Независимая газета".
В Ингушетии на днях проведена очередная операция против боевиков. В станице Слепцовской задержан бригадный генерал службы безопасности Ичкерии Шарпуди Амаев. При обыске у него изъяты ручные гранаты и самодельное взрывное устройство. Обращает на себя внимание, что в задержании вместе с ингушскими милиционерами участвовали и представители МВД Чечни. А после задержания Амаева отправили в Грозный, где с ним проводят дальнейшие следственные действия.
Только за последние два месяца в Ингушетии незаконными вооруженными формированиями совершено более 20 террористических операций. Самые громкие у всех на слуху. Это убийство 17 мая в центре Назрани заместителя министра внутренних дел Ингушетии Джабраила Костоева, а также расстрел 9 июня командира республиканского ОМОНа Мусы Нальгиева и заместителя главы Сунженского района республики Галины Губиной.
После этого на поиски боевиков были брошены все силы милиции, ФСБ и Минобороны не только Ингушетии, но и всего Северного Кавказа. 14 июня обнаруженную базу боевиков в горах уничтожали вертолетами 58-й армии ВС РФ и артиллерией. В результате в ночном бою убиты три боевика, один из которых опознан как Адам Нальгиев - заместитель известного полевого командира по кличке Магас. Затем вновь состоялись прочесывания практически всех населенных пунктов Ингушетии и задержания очередных боевиков.
Задержанные боевики, как правило, не местные, но все они осели в Ингушетии. Как пишет NEWSru.com, войск в Ингушетии по плотности не менее, чем в Чечне. На территории республики после известного июньского рейда группировки Басаева в 2004 году разместили 126-й полк ВВ МВД России, а 503-й мотострелковый полк, который дислоцирован в станице Троицкой, развернули до штатов военного времени и сделали полностью профессиональным.
Однако боевиков не пугает присутствие федеральных войск. Например, задержание Амаева произошло в станице Слепцовской, которая находится буквально всего в четырех километрах от 503-го мотострелкового полка. Таким образом, присутствие крупных федеральных сил в Ингушетии, как показывают факты, не является препятствием для действий боевиков, тем более для их укрытия в населенных пунктах.
Сейчас с помощью силы федеральные войска пытаются поддержать хрупкую стабильность, как в Чечне, так и в Ингушетии. Однако это не спасает от терактов и расширения зоны нестабильности на Северном Кавказе, заключает издание.
Как сообщал "Кавказский узел", в Ингушетии по-разному оценивают происходящее. До недавнего времени часть жителей республики полагала, что теракты против сотрудников правоохранительных органов могут быть попыткой боевиков оказать давление на представителей силовых структур, с тем чтобы снизить их активность. Другие же не исключали, что к происходящему могут быть причастны родственники пострадавших от действий силовиков граждан. Однако после событий 9 июня, когда преступники хладнокровно расстреляли пожилую женщину и малолетних детей, многие стали считать эти версии несостоятельными.
"Сегодня совершенно очевидно, что кому-то очень хочется расшатать обстановку в республике. Сложно говорить о том, кто за этим может стоять. Это могут быть члены незаконных вооруженных формирований из числа местных жителей. Это могут быть чеченские сепаратисты. Тем более, что они не раз заявляли о намерениях расширить зону боевых действий и перенести их за пределы Чечни. Не исключено, что происходящее в республике является частью этого плана", - считает один из независимых экспертов из Ингушетии, который попросил не называть его фамилии.
При этом собеседник предположил, что нарастание напряженности в регионе может играть также на руку силовикам, поскольку подобное развитие событий, по его мнению, еще больше расширяет их полномочия. "Сегодня я не вижу, чтобы власти республики или силовые структуры прилагали серьезные усилия к исправлению данной ситуации. Лично я в последнее время начинаю сомневаться в способности и желании соответствующих органов противостоять волне насилия в регионе. По крайней мере, тот факт, что в наводненной силовыми структурами всевозможных подразделений и регионов республике одна и та же (судя по внешним описаниям) серебристая семерка без номерных знаков в течение нескольких дней беспрепятственно передвигалась по республике, совершая преступление за преступлением, вызывает у меня недоумение", - говорит он.
Заместитель председателя Правительства Ингушетии Башир Аушев, курирующий вопросы силового блока, также считает, что последние убийства в Ингушетии совершены в целях дестабилизации обстановки в республике. "Все сделано целенаправленно, для того чтобы создать определенную нестабильность, хаос, это однозначно", - заявил он тогда РИА "Новости".
Зампред Правительства заметил также, что в данной ситуации силовики и спецслужбы работают не достаточно активно.
Вместе с тем, обострение ситуации в Ингушетии и как следствие этого участившиеся бомбежки и обстрелы лесных массивов сильно угнетают местное население. Люди встревожены и серьезно обеспокоены происходящим. "Я не политик и не могу судить, кто и для чего нагнетает ситуацию в республике. Но то, что происходит в Ингушетии, ужасно, и ни к чему хорошему не приведет", - считает 29-летний житель города Назрань Ахмед.