Ростовские чернобыльцы считают замену льгот денежными выплатами очередным обманом правительства. Об этом заявил корреспонденту «Кавказского узла» Юрий Чумаков, председатель координационного Совета районных организаций «Союз-Чернобыль» Ростова-на-Дону.
По словам Юрия Валентиновича, закон № 122 ФЗ, вступивший в силу с первого января 2005 года, заменил льготы, которыми пользовались ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, на единовременные выплаты, которые сейчас составляют одну тысячу рублей в месяц. Сюда входит стоимость проездного билета (150 рублей) на городской и пригородный (до 50 километров) транспорт; 50 процентов стоимости коммунальных услуг, которыми сейчас уже не имеют право пользоваться члены семьи чернобыльца; 50 процентов стоимости телефонных услуг; отсюда же вычитываются 450 рублей на лекарства.
По словам Юрия Чумакова, в аптеках из лекарств чернобыльцам отпускают самые дешевые. Да и за теми приходится приходить не один раз. А как подсчитали сами врачи, на момент вступления закона № 122 ФЗ в силу на лекарства, необходимые для поддержки здоровья ликвидатора, требовалась сумма 1800-2000 рублей в месяц.
Более двух тысяч чернобыльцев стоит в очередь на получение квартиры или ждут субсидии на ее приобретение. Большинство из них — это те, кто живет в общежитиях или гостинках. В качестве субсидии предлагается сумма, рассчитанная на стоимость одного квадратного метра 13 120 рублей. По такой цене в Ростове купить жилье нельзя.
Раньше, считает Юрий Чумаков, ситуация с санаторно-курортным лечением была значительно лучше. Если ликвидатор не мог получить путевку в санаторий, он получал денежную компенсацию. Теперь их отменили, а количество путевок, которые выделяются чернобыльцам, явно не могут удовлетворить потребность в лечение всех ликвидаторов. Слишком мала и та выплата, которая полагается на дополнительное питание: сегодня она составляет 300 рублей, что в Ростове является стоимостью пары обедов. И уж совсем издевательством, по словам Юрия Чумакова, стало требование для ликвидаторов ежегодного прохождения ВТЭК. Сами врачи признают, что ни одного чернобыльца вылечить нельзя, поэтому ежегодное прохождение этой комиссии пожизненно больными людьми ими воспринимается очередной насмешкой государства.