18:26 / 26.05.2006Лев Левинсон: разговоры о возобновлении смертной казни ради Кулаева беспочвенны

Сегодня в Верховном суде Северной Осетии была оглашена заключительная часть приговора одному из захватчиков школы в Беслане Нурпаши Кулаеву. Согласно вердикту, вынесенному террористу, суд признал Кулаева виновным по всем девяти тяжким статьям, предъявленным ему прокуратурой, и назначил подсудимому наказание в виде пожизненного срока лишения свободы.

Суд, учитывая обстоятельства совершенного преступления, пришел к выводу, что подсудимый Кулаев, совершив особо тяжкие преступления, заслуживает назначения исключительной меры наказания в виде смертной казни.

Политики, в свою очередь, заговорили о возможной отмене решения Конституционного суда о моратории на смертную казнь в связи с введением в последнем регионе России - Чечне - суда присяжных. Так заместитель генпрокурора РФ Колесников хотел бы смертной казни для бесланского террориста Кулаева и считает, что мораторий в России может быть снят. Колесников не исключил возможность отмены моратория на смертную казнь после создания в Чечне суда присяжных. "Мы к этому разговору еще вернемся", - пообещал Колесников "Интерфаксу".

Возможна ли отмена моратория на смертную казнь и что будет в этом случае с Нурпаши Кулаевым в интервью корреспонденту "Кавказского узла" рассказал эксперт Института прав человека Лев Левинсон.

- Законны ли заявления о возможной отмене моратория на смертную казнь?

- Неприменение смертной казни держится не только на моратории Конституционного суда от 2 февраля 1999 года, но и на подписании РФ шестого протокола Европейской конвенции по правам человека, предусматривающего полную отмену смертной казни. Так как согласно Венской конвенции о праве международных договоров, которое Россия ратифицировала, подписание какого-либо акта международного договора налагает обязанности по неприменению каких-либо действий, или наоборот применению действий - смотря что записано в договоре, вплоть до его ратификации.

- То есть, если 6 протокол будет не ратифицирован еще 20 лет, то все равно смертную казнь применять нельзя?

- Да. Ничто не мешает Государственной думе, если она не хочет ратифицировать этот протокол, а он внесен на ратификацию, вынести его на обсуждение и отклонить. Тогда вышеизложенное правило Венской конвенции теряет силу. Так как государство в лице его парламента заявляет, что никаких правовых последствий от этого подписания нет и он не будет ратифицирован. А в нашем случае - шестой протокол внесен в 1999 году на ратификацию и лежит спокойно. А мораторий действует. Чисто теоретически - никто Госдуме не мешает вынести его на обсуждение и отклонить, но похоже, вряд ли власть на это пойдет. Ясно, что Дума будет голосовать так, как ей скажут в Кремле. И нет сомнений, что Дума проголосует за ратификацию, проголосует, как миленькая, если сейчас вынести его на обсуждение. Кремлю выгодно держать его в подвешенном состоянии и играть с Советом Европы в кошки-мышки.

- Если взять конкретное дело Нурпаши Кулаева?

- Не совсем юридически допустимо было писать о том, что он приговорен к сметной казни, но так как действует мораторий на нее, то наказание заменятся пожизненным заключением. Можно ли написать в приговоре суда - приговорить к сожжению на костре, когда такого наказания нет?! Суды должны применять только действующие законы. Все это уступки общественному мнению, популистские настроения, никакого отношения не имеющие ни к справедливости, ни к правосудию. Это сделано для того, что бы немного успокоить бушующих потерпевших, они в праве бушевать, их никто не осудит. А вот судья, чтобы в глазах своих сограждан, потерпевших представить в более приемлемом виде, это все написал.

- Ваше отношение к приговору - пожизненное заключение?

- Права на помилование его никто лишить не может, никто ему не запретит обращаться, но, по-моему, результат всегда будет отрицательный. Другое дело, что согласно Уголовному Кодексу РФ, человек, приговоренный к пожизненному заключению, через 25 лет имеет право получить условно-досрочное освобождение. Прецедентов пока не было - никто столько не просидел. Но теоретически это возможно.

- Мнение потерпевших разделилось. Одни требуют смертной казни, другие, в том числе и Элла Кесаева, говорит, что его надо оставить живым, вдруг позже расскажет всю правду о теракте в Беслане.

- Она совершено права! Она говорит то, что на самом деле требуется сказать в этой ситуации. Ведь помимо отвлеченных рассуждений о возможности применения или неприменения смертной казни, в данном конкретном случае ее применение было бы самым выгодным для власти решением. Потому что дело по Беслану не закрыто и Кесаева постоянно напоминает об этом. При этом так называемое "большое дело" по расследованию причин теракта в Беслане может раствориться, может быть не доведено до конца, а приостановлено. Как приостановлено дело по обвинению Гочияева в причастности к взрывам жилых домов в Москве в 1999 году. И если Кулаева не уничтожат в тюрьме, как это случилось с Салманом Радуевым, то времена меняются, все может быть. Так что  пусть сидит. Возможно, его показания впоследствии пригодятся.

Автор:Александр Григорьев, собственный корреспондент <a href="http://www.kavkaz-uzel.ru/">"Кавказского узла"</a>