Участник захвата школы в Беслане Нурпаши Кулаев будет отбывать пожизненное заключение в колонии особого режима, передает "Эхо Москвы".
В сегодняшнем приговоре Верховного суда Северной Осетии обращает на себя внимание формулировка: "Нурпаши Кулаев заслуживает смертной казни, но в связи с мораторием на эту меру наказания приговаривается к пожизненному заключению".
Был ли судья вправе вообще произносить эти слова - "смертная казнь" - в стране, которая не применяет исключительную меру наказания?
Представитель президента в судах различных инстанций Михаил Барщевский утверждает, что - да, судья имел право на такую формулировку.
"Судья имеет право произнести приговор в такой формулировке, так как она выражает его мнение об общественной опасности и степени содеянного", - считает М.Барщевский. Он добавил, что "это американская модель, когда судья, мотивируя свое решение, выражает личное отношение к совершенному". "У нас это не в традиции, но это не противоречит нормам уголовно-процессуального кодекса", - подчеркнул юрист.
Напомним, Верховный суд Северной Осетии признал террориста Беслана Кулаева виновным по всем статьям предъявленных обвинений и приговорил к пожизненному заключению.
В приговоре, который зачитал судья Тамерлан Агузаров, указывается, что доказана вина Кулаева в совершении террористического акта. "То есть, в совершении взрыва и других действиях в целях нарушения общественной безопасности", - говорится в приговоре. В приговоре также говорится о том, заявление Кулаева о его невиновности является необоснованным, так как полностью опровергается показаниями свидетелей и его собственными показаниями, данными на предварительном следствии.
Оглашение приговора началось 16 мая и продолжалось восемь дней.
Между тем, точка в расследовании трагедии в Беслане еще не поставлена. Как заявил председатель комиссии, вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин, у парламентской комиссии по расследованию трагедии в Беслане еще впереди много работы.
Накануне, 25 мая, депутат Госдумы России Юрий Савельев представил парламентской комиссии проект собственного анализа событий, произошедших во время освобождения заложников, захваченных в школе Беслана. На основе анализа видеозаписей, фотографий и свидетельских показаний Савельев пришел к выводу, что спецназ применял тяжелое оружие, когда в здании еще находились заложники, передает NEWSru.com. Подобная версия противоречит официальному заключению Генеральной прокуратуры, согласно которому тяжелое оружие спецназ применял лишь тогда, когда стало ясно, что в здании не осталось живых заложников. Будет ли включено мнение Савельева в доклад парламентской комиссии, пока неизвестно.
В результате захвата школы номер один в Беслане 1-3 сентября 2004 года в заложниках у террористов оказались 1120 человек. При проведении спецоперации было спасено 918 человек. В ее ходе погибли 331 человек, в том числе - 317 заложников, из них 186 детей, двое сотрудников МЧС, 10 сотрудников ФСБ и один житель Беслана, принимавший участие в спасении захваченных людей. 728 заложников и 55 сотрудников ФСБ, органов внутренних дел и военнослужащих были ранены.