08:14 / 18.05.2006Председательствующий судья по делу Кулаева даст правовую оценку всему процессу

В Верховном суде Северной Осетии продолжилось оглашение приговора единственному из оставшихся в живых участнику захвата школы в Беслане Нурпаши Кулаеву. Судья закончил читать фамилии всех раненных, в том числе и сотрудников правоохранительных органов, пострадавших в теракте, и приступил к оглашению показаний потерпевших и свидетелей, касающихся непосредственно Кулаева и его действий в составе группировки.

Судья Тамерлан Агузаров пообещал потерпевшим, что по завершении всего процесса, судом будет вынесено частное определение по всему судебному следствию, длившемуся ровно год. В частности, будет дана правовая оценка качеству следствия, а также показаниям потерпевших и свидетелей, в ходе которых прозвучали новые факты и детали теракта.

"Мы надеемся, что в этом частном определении будет вынесена объективная оценка. Хотелось бы, чтобы все принципиально важные показания, которые мы получили в ходе заседания, не пропали даром. В частности, они касаются меры ответственности должностных лиц и силовиков", - сказала "Кавказскому узлу" член "Матерей Беслана" Аннета Гадиева.

Через час после начала оглашения приговора в зале для журналистов состоялась "стихийная акция" протеста одного из жителей Беслана, Ирбека Дзуцева. Он раздал журналистам текст собственного стихотворения "Трибунал", в котором утверждается, что за кровь Беслана понесут ответственность все виновные: "Ответственность разделит каждый, хоть президент, хоть генерал. И эту миссию однажды свершит Гаагский трибунал", - говорится в произведении, которое было адресовано комитету "Голос Беслана". Через некоторое время поэт представил перед журналистами, операторами и фотографами плакат "Путина в отставку". Дзуцева сразу вывели из зала судебные приставы. При этом поэт, улыбаясь, обратился к журналистам: "Следите за моей судьбой. Я могу не вернуться".

В приговоре, который читали до 13 часов дня, была озвучена общая сумма материального вреда, нанесенного школе и потерпевшим преступными действиями Кулаева и группировки. Размер вреда составил 34 млн рублей.

Согласно формулировке приговора, несмотря на то, что сам подсудимый в ходе судебного следствия себя виновным не признает, суд тем не менее признал виновность Кулаева по всем тяжким предъявленным ему статьям (в том числе в убийстве и терроризме). "В ходе судебного следствия Кулаев отрицал свою вину по каждому пункту предъявленного ему обвинения, заявляя, что, как правоверный мусульманин, считает, что дети являются ангелами, - зачитал Агузаров, - В ходе судебного следствия, Кулаев пояснил, что был насильно приведен в банду, о намерениях которой ничего не знал. Подсудимый категорически отрицает свое участие в захвате заложников и их убийстве. Кроме того, Кулаев утверждал, что оружием никому не угрожал, к взрывам, произошедшим в школе 3 сентября, никакого отношения не имеет. Однако суд считает Кулаева виновным в совершении выше перечисленных преступлений".

Виновность Кулаева полностью подтверждается исследованными доказательствами и показания потерпевших. В частности, Агузаров внес в приговор показания осужденных за подрыв автобуса в Моздоке и попытку теракта в Москве Рустама Ганиева и Заремы Мужихоевой. В своих показаниях они подтвердили, что братья Кулаевы входили в состав группировки боевиков, проживали вместе в домовладении в одном из сел Малгобекского района Ингушетии. Также, по мнению суда, подтверждают виновность Кулаева показания потерпевших, к оглашению которых Агузаров приступил.

"Так, потерпевшая Бердикова показала, что со слов погибшего учителя труда Михайлова, знает, что Кулаев принимал участие в расстреле мужчин. Она запомнила, как Кулаев снимал спортзал на видеокамеру. На третий день она попросила у него воды для своего сына, но Кулаев два раза ударил ее прикладом автомата и ногой, оскорбил, сказал, чтоб ее ребенок мучился без воды", - сказал Агузаров. Он добавил также, что Бердикова подтвердила свои показания в ходе очной ставки с Кулаевым. Также в числе других, были приведены показания заложника Казбека Дзарасова, который вспомнил, как Кулаев часто заходил в спортзал, стрелял в воздух, оскорблял заложников и бил некоторых прикладом автомата.

Агузаров будет оглашать выборочно отрывки показаний всех 1300 потерпевших и свидетелей по делу, в которых содержатся сведения, касающиеся непосредственно действий Кулаева. Некоторые сотрудники суда высказали предположение, что, по-видимому, оглашение приговора затянется на больше времени, чем было запланировано. "Может быть, за эту неделю не успеем, как запланировали. Оглашено только примерно четверть всего вердикта", - сказали "Кавказскому узлу" в суде.

Автор:Алана Бесолова, корреспондент "Кавказского узла"