Сегодня в Хасавюртовском городском суде Дагестана возобновился процесс по делу обвиняемого в хранении, приобретении и ношении оружия правозащитника Османа Болиева. Защита в лице адвокатов Ахмеда Умаева и Салимат Кадыровой выступила с ходатайством исключить из перечня доказательств вины протокол досмотра Болиева, так как он не был подписан как самими лицами, производившими досмотр, так и Болиевым. Как заявила Салимат Кадырова, "очевидно, что доказательства были получены с нарушением требований закона и не имеют юридической силы. Протокол не подписан - значит он недействителен".
"Составление акта об отказе от подписи не предусмотрено ни Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) РФ ни Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Если человек отказывается от подписи документов, составляемых в административном или уголовном деле, то в самом документе делается соответствующая запись о том, он отказался от подписи. Об этом прямо написано в КоАП и УПК. Однако, таких записей в этих документах нет, а составлен один акт об отказе от подписи на все документы", - заявила адвокат.
Председательствующий судья Ярали Рамазанов после ухода в совещательную комнату, где отсутствовал около 5 минут, вынес свой вердикт: "В удовлетворении ходатайства стороны защиты о признании недопустимыми и исключении из перечня доказательств процессуальных документов - отказать".
Как заявил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Ахмед Умаев, "меня удивляет позиция судьи - ведь ввиду отсутствия подписей на документе, он недействителен, и, тем самым, дело не стоит выеденного яйца. На что надеются представители обвинения - неясно".
Вызывает удивление тот факт, что постановление суда было на трех листах, в конце, перед подписью судьи, стоит запись - "составлено и отпечатано в совещательной комнате". Как можно было за столь короткое время составить документ, набрать его на компьютере и распечатать - остается неясным. Скорее всего, постановление было приготовлено и отпечатано заранее, чем был грубо нарушен закон.
На суд не явились свидетели - работники милиции, которые участвовали в задержании Болиева. На вопрос судьи, почему их нет, государственный обвинитель Гагарин Омаров заявил, что они должны подъехать и попросил подождать 20 минут. В результате перерыв затянулся почти на два часа. После возобновления заседания сторона обвинения вызвала на допрос прибывшего свидетеля - но совсем не из тех, кто фигурировал в деле. Арсен Хасаев, оперуполномоченный управления уголовного розыска г.Хасавюрта заявил, что присутствовал при досмотре Болиева, когда в присутствии понятых у того изъяли гранату. Однако на вопросы Салимат Кадыровой "почему вашей фамилии нет в протоколе" он не смог ничего ответить, постоянно отвечая, что "ничего не помнит".
Сам Осман Болиев заявил на суде, что плохо себя чувствует и нуждается в медицинских процедурах, так как его привезли на суд из больницы. В ответ судья Рамазанов попросил предъявить справку, где указано "о тяжелом состоянии здоровья Болиева". В дальнейшем Болиев отказался давать какие-либо показания и попросил отложить рассмотрение дела, ввиду отсутствия одного из адвокатов - Сергея Бровченко. Судья в ответ на это ответил: "Мы известили в соответствие с законом всех адвокатов, в том числе и Бровченко за 5 дней до процесса, и если он хотел бы, то принял бы участие".
По просьбе представителя обвинения, который мотивировал тем, что в процессе не смогли принять участие все свидетели, судебное слушание было отложено на 17 марта.
Завтра суд должен в 10 часов утра. Суд намерен продолжить допрос свидетелей обвинения. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщили присутствовавшие на процессе адвокат Ахмет Умаев и подсудимый Осман Болиев.
Ранее, 13 февраля, Осман Болиев был до вынесения приговора по его делу освобожден из-под стражи по ходатайству защиты. Как считает адвокат Сергей Бровченко, осуществляющий защиту Болиева при содействии фонда "Общественный вердикт", под стражей правозащитник содержался незаконно. "Протокол задержания не подписан даже лицом, которое его задерживало и установило, что в его карманах находятся боеприпасы. Показаний он фактически не давал в ходе следствия. Только один раз и ни о чем", - говорит корреспонденту "Кавказского узла" защитник.
Напомним, что Осман Болиев был задержан 15 ноября 2005 года сотрудниками ГИБДД под предлогом проверки информации о его автомобиле, похожий, по словам сотрудников дорожной инспекции, на числящийся в угоне. Однако, по пути в отделение милиции Хасавюрта автомашину Болиева остановили бойцы Мобильного отряда МВД РФ по оперативно-розыскной деятельности (МО МВД РФ ОРД). Сотрудники ГИБДД передали Болиева милиционерам мобильного отряда и уехали. Те, в свою очередь посадили О. Болиева в свою автомашину, надели ему на голову мешок, заковали в наручники и доставили его в отдел внутренних дел Хасавюрта. В милиции правозащитника, по его словам, несколько часов пытали, а затем обыскали и "обнаружили" у него гранату в разобранном виде. Сначала Болиева также пытались обвинить в участии в незаконном вооруженном формировании.
"Осман вооружен только ручкой. Это страшное оружие, которым он дописался до Европейского суда. Уверен, что из-за этого против него и возбудили уголовное дело", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Сергей Бровченко. "Сразу после задержания 15 ноября прошлого года его очень сильно избили, применяли к нему пытки в течение четырех часов. Он терял сознание неоднократно. Избивавшие его сотрудники милиции говорили при этом, что он "неправильно себя ведет". Затем, в двух карманах его куртки нашли запал и корпус от гранаты", - рассказал адвокат.
Адвокат Селимат Кадырова сказала вчера корреспонденту "Кавказского узла", что она обращалась с заявлением в прокуратуру Хасавюрта о возбуждения уголовного дела в отношении сотрудников силовых структур Дагестана, пытавших и избивавших ее подзащитного, но как следует из ответа прокуратуры, в ходе проверки эти факты не нашли своего подтверждения.
По мнению защитников, в материалах обвинения имеется ряд странных обстоятельств. "Во-первых, обыск был проведен не на месте задержания Болиева, а только в здании РОВД. Следуя логике, Болиев, когда ехал вслед за машиной сотрудников ГИБДД, мог легко избавиться от деталей гранаты, но не сделал этого, - говорится в сообщении фонда "Общественный вердикт". - Во-вторых, в документах, представленных в прокуратуру, отсутствовало описание гранаты. В-третьих, в документах, представленных в прокуратуру для возбуждения уголовного дела, отсутствовали опросы понятых, присутствовавших при обыске. (Материалы опросов были предоставлены только через несколько дней). В-четвертых, в документах, представленных в прокуратуру для возбуждения уголовного дела, отсутствовали материалы административного задержания".
По мнению ряда экспертов, основной причиной задержания и обвинения Болиева стала его профессиональная деятельность. Общественная организация "Ромашка", которую возглавляет Болиев, является инициатором громкого судебного процесса по делу о похищении в Дагестане 19 октября 2004 года сотрудниками Хасавюртовского ГОВД местного жителя Яралы Исраилова. Болиев, вместе с комиссаром Международной комиссии юристов, юридическим экспертом Центра содействия международной защите Кариной Москаленко, составил и направил жалобу в Европейский суд по правам человека. Решением суда жалоба признана приемлемой. Кроме того, Болиевым был предан огласке факт убийства 6-летней девочки Абдурашитовой Суммаи сотрудниками правоохранительных органов Дагестана во время спецоперации по задержанию подозреваемых в совершении преступлений. Она погибла прямо в постели 14 марта 2005 года в селении Солнечное Хасавюртовского района от осколка крупнокалиберного снаряда. Как сообщалось, жалоба по этому делу также была подана в Европейский суд.