Сегодня в Хасавюртовском городском суде Дагестана возобновился процесс по делу обвиняемого в хранении, приобретении и ношении оружия правозащитника Османа Болиева. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщили защитники подсудимого Салимат Кадырова, Сергей Бровченко и Ахмет Умаев. Как только что рассказал по телефону из здания суда адвокат Умаев, судья отклонил ходатайство защиты об исключении из дела доказательств, полученных с нарушением закона. В настоящее время ожидается прибытие в суд свидетелей обвинения, с допроса которых начнется рассмотрение дела по существу.
Сам руководитель правозащитной организации "Ромашка" Осман Болиев, находится сейчас на лечении в неврологическом отделении городской больнице Хасавюрта с диагнозом "последствия сотрясения мозга", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сегодня по телефону заведующий отделением, лечащий врач больного. По его словам, состояние пациента улучшается и примерно через четыре дня курс лечения может быть закончен.
Защитой Болиева занимается четыре адвоката: Салимат Кадырова из Кизилюрта (Дагестан) и Сергей Бровченко из Москвы, Ахмет Умаев из Хасавюрта и Махмут Магомадов из Грозного (Чечня). В телефонном разговоре с корреспондентом "Кавказского узла" Магомадов заявил утром, что не знал о том, что сегодня должно состояться заседание суда по делу Болиева, т. к. не получал повестки из суда и поэтому не может присутствовать на процессе. Московский адвокат Сергей Бровченко, осуществляющий защиту Болиева при содействии фонда "Общественный вердикт", также заявил корреспонденту "Кавказского узла", что не смог вылететь в Дагестан для участия в судебном заседании.
Подробности скандального дела корреспонденту "Кавказского узла" рассказала дагестанский адвокат Болиева Салимат Кадырова.
По ее словам, 15 ноября прошлого года за Османом Болиевым к нему домой в Хасавюрте пришли два работника Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) и заявили ему, что его автомобиль похож на числящийся в угоне и Болиеву необходимо проехать с ними в городской отдел внутренних дел (ГОВД) для проверки. Осман последовал их указанию. Впереди ехали работники ГИБДД, за ними на своей машине - Болиев. В районе автостанции его автомобиль остановили уже другие работники милиции и попросили пересесть правозащитника в их машину марки УАЗ для следования в ГОВД.
"Как только Болиев сел в милицейский УАЗик, на него надели наручники, а на голову надели непрозрачный черный пакет, который затягивался перекрывая Болиеву доступ воздуха, он терял сознание. Уже в отделе милиции, как говорит Осман, его били, водили из кабинета в кабинет. Приехали за Болиевым домой примерно в 15 часов дня. По документам значится, что он в 17 часов задержан, протокол об обнаружении оружия подписан 18-ю часами. По словам же задержанного, "обнаружение оружия" происходило в 21 час вечера. В одном из кабинетов Хасавюртовского ГОВД, при личном досмотре якобы административно-задержанного в одном кармане куртки Болиева "обнаруживается" граната, в другом запал от него. Когда за ним приехали работники ГИБДД, он мыл машину около дома в рабочей одежде, пошел переодеться и надел эту куртку, в карманах которой ничего не было - это видели родственники", - рассказывает адвокат.
"Когда Османа Болиева пытали в милиции, на голове у него был пакет, поэтому точно сказать, кто бил, невозможно. Видимо, это были как прикомандированные милиционеры из мобильного отряда МВД РФ, участвовавшие в его задержании, так и местные. Он содержался в ГОВД Хасавюрта до 19 ноября, при этом в изолятор временного содержания (ИВС) при отделе милиции был водворен лишь 17-го. Спрашивается, где он был два дня? Его не было ни в следственном изоляторе (СИЗО) ни в ИВС, ни дома. Очевидно, он находился в кабинетах уголовного розыска ГОВД. Он значился как административно-задержанный, однако не был водворен в ИВС, где содержатся другие административно-задержанные. Материалы об административном задержании 15 ноября прошлого года приобщен к уголовному делу и в протоколе написано: "в ходе проведения ОРД (оперативно-розыскных действий) на территории автостанции города Хасавюрта, при виде служебной автомашины Болиев Осман Рамзанович вел себя растеряно, когда у него потребовали предъявить документы, удостоверяющие личность, стал выражать недовольство". Материал об административном правонарушении в суд направлен не был и по сей день по нему никакого решения не принято. Но если правонарушение было, должно быть наказание либо документ о прекращении дела", - заявляет Салимат Кадырова.
"В деле имеется два рапорта о задержании Болиева в административном порядке, составленных от имени капитанов отдела уголовного розыска мобильного отряда МВД РФ Виталия Шамбера и Константина Новицкого. В этом же деле имеются два протокола допроса, составленных по одному от имени Шамбера и Новицкого. Эти протоколы составлены уже после возбуждения уголовного дела против Болиева. Подписи Шамбера и Новицкого в рапорте и протоколах допроса не совпадают. Т. е. либо в рапортах, либо в протоколах допроса подписи подделаны. Это предстоит выяснить в судебном следствии", - продолжает рассказ адвокат.
"В ходе дознания мой подзащитный ни разу не давал показания. Отказался в соответствии со ст. 51 Конституции РФ. Хотя Болиев был задержан 15 ноября по обвинению в совершении административного правонарушения - адвокат, тогда это был только один А. Умаев, был допущен к нему только с 17-го числа, с момента постановления дознавателя Хасавюртовского ГОВД о задержании Османа 17 ноября 2005 года, после того, как было возбуждено уголовное дело", - поясняет Кадырова.
"Я считаю, - уверена защитник, - что база защиты прочна на 100%, а у обвинения вообще доказательств никаких нет, кроме голословных показаний капитанов Шамбера и Новицкого. Мною еще 13 февраля заявлено ходатайство об исключении из дела доказательств, полученных с нарушением закона: протокола об административном задержании, протокола личного досмотра, протокола об административном правонарушении, заключения взрыво-технической экспертизы и акта, в котором фиксируется, что Болиев отказался подписывать документы об административном правонарушении. Составление акта об отказе от подписи не предусмотрено ни Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) РФ ни Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Если человек отказывается от подписи документов, составляемых в административном или уголовном деле, то в самом документе делается соответствующая запись о том, что он отказался от подписи. Об этом прямо написано в КоАП и УПК. Однако, таких записей в этих документах нет, а составлен один акт об отказе от подписи на все документы".
"Спектакль по обнаружению у Болиева при личном досмотре гранаты был разыгран в присутствии понятых. И только их подписи имеются в протоколе досмотра, в котором изложено, что в куртке Болиева обнаружена граната. У меня имеются объяснения, которые я взяла у них. Понятые обещали говорить в суде только правду. Работники милиции, видимо, пытались их вызвать и возможно, как-то воздействовать на них. Предполагаю, что даже если понятые будут давать правдивые показания, не угодные следствию, то сторона обвинения может заявить, что они ложные и сформированы под воздействием стороны защиты. Отпечатки пальцев с гранаты не снимали. Я внесу такое ходатайство, но вряд ли оно будет удовлетворено, потому что граната была уже на взрыво-технической экспертизе и вряд ли могли сохраниться от печатки пальцев", - полагает Салимат Кадырова. Другой адвокат Болиева, Сергей Бровченко, даже предполагает, что в момент личного досмотра задержанного и "обнаружения" гранаты понятые вообще находились в другой комнате и не были этому свидетелями.
"13 февраля Осман Болиев был освобожден из-под стражи из-за ухудшения состояния его здоровья. Суд положил в основу такого решения именно это обстоятельство, что ему нужно стационарное лечение. Соответствующее заключение врача имеется в деле. С тех пор подсудимый находится в больнице, его переводят из одного отделения в другое, сначала он лежал в терапии, теперь он лежит в неврологии. Суд удовлетворил мое ходатайство и приостановил слушание дела до улучшения здоровья обвиняемого. Но прокуратура проявила недовольство тем, что дело было приостановлено. Меня никто не известил о том, что дело в суде возобновлено. Если суд посчитал необходимым приостановить дело в связи с болезнью подсудимого, сейчас он тоже находится на стационарном лечении, ничего не изменилось. Почему вдруг суд назначает дело на 16 марта? С учетом этого и некоторой другой информации, которой я располагаю, но не хочу об этом говорить, я предполагаю, что суд склонен вынести обвинительный приговор и я не удивлюсь, если даже это будет лишение свободы. Хотя, никаких оснований для вынесения обвинительного приговора нет", - считает С. Кадырова.
"Максимальный срок по этой статье 4 года лишения свободы. Но подсудимый ранее не привлекался к уголовной ответственности, характеризуется с положительной стороны, имеет троих малолетних детей, самому младшему 2 года, старшему - 10 лет, жена занимается уходом за детьми, у него старая больная мать. Если при всем при этом ему назначат лишение свободы, даже если допустить, что он виновен, то это будет очень суровый приговор", - говорит адвокат.
Прокуратура Хасавюрта считает освобождение Болиева из-под стражи незаконным. Вчера, 15 марта, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Дагестана должна была рассмотреть кассационное представление прокуратуры, требующей отменить постановление Хасавюртовского горсуда от 13 февраля этого года об освобождении обвиняемого из-под стражи под подписку о невыезде. Но, как сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в Фонде "Общественный вердикт", рассмотрение этого представления было перенесено на другой день.
В своем кассационном представлении в Верховный суд Дагестана, ксерокопия которого имеется в распоряжении корреспондента "Кавказского узла", зампрокурора Хасавюрта Г.Омаров делает, в частности, упор на недостаточность медицинских документов, подтверждающих необходимость О. Болиеву подвергнуться стационарному лечению.
"Хасавюртовскому городскому суду следовало бы учесть, что Болиев О. Р. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 222 ч. 1 УК РФ, где законодательством предусмотрено реальное лишение свободы сроком до 4-х лет со штрафом, другого альтернативного наказания в санкции данной статьи не предусмотрено, вину в содеянном не признал, отказывался от дачи показаний, может скрыться от следствия и суда, оставаясь на свободе может воспрепятствовать производству по делу и т. д.", - пишет прокуратура.
К тому же, замечает зампрокурора Омаров, "согласно заключению специалиста Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан Джабраилова М. И. усматривается, что в соответствии с целями и задачами Дагестанская региональная общественная организация "Ромашка", возглавляемая Болиевым О. Р., не является правозащитной организацией, т. к. Устав указанной... организации предусматривает иные цели, соответственно осуществление деятельности организации "Ромашка" как правозащитной не является законной".
Салимат Кадырова, надеется, что суд отклонит требование прокуратуры и оставит ее подзащитного на свободе, а вернее - на больничной койке. Ведь Болиев уже более месяца не находится под стражей и никуда не скрылся, давления на участников процесса не оказывал. К тому же он ранее не судим, имеет на иждивении трех малолетних детей, постоянное место жительства и работу.
Свои проблемы со здоровьем руководитель правозащитной организации "Ромашка" связывает с пытками, которым он подвергался в течение трех дней в ГОВД Хасавюрта после задержания 15 ноября прошлого года и трехмесячным нахождением в Следственном изоляторе.
Ранее, 13 февраля, Осман Болиев был освобожден из-под стражи по ходатайству защиты. Как считает московский адвокат обвиняемого Сергей Бровченко, осуществляющий защиту Болиева при содействии московского фонда "Общественный вердикт", под стражей правозащитник содержался незаконно. "Протокол задержания не подписан даже лицом, которое его задерживало и установило, что в его карманах находятся боеприпасы. Показаний он фактически не давал в ходе следствия. Только один раз и ни о чем", - говорит корреспонденту "Кавказского узла" защитник.
"Осман вооружен только ручкой. Это страшное оружие, которым он дописался до Европейского суда. Уверен, что из-за этого против него и возбудили уголовное дело", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Сергей Бровченко. "Сразу после задержания 15 ноября прошлого года его очень сильно избили, применяли к нему пытки в течение четырех часов. Он терял сознание неоднократно. Избивавшие его сотрудники милиции говорили при этом, что он "неправильно себя ведет", - рассказал адвокат.
Адвокат Селимат Кадырова сказала, что она обращалась с заявлением в прокуратуру Хасавюрта о возбуждения уголовного дела в отношении сотрудников силовых структур Дагестана, пытавших и избивавших ее подзащитного, но как следует из ответа прокуратуры, в ходе проверки эти факты не нашли своего подтверждения.
По мнению защитников, в материалах обвинения имеется ряд странных обстоятельств. "Во-первых, обыск был проведен не на месте задержания Болиева, а только в здании РОВД. Следуя логике, Болиев, когда ехал вслед за машиной сотрудников ГИБДД, мог легко избавиться от деталей гранаты, но не сделал этого, - говорится в сообщении фонда "Общественный вердикт". - Во-вторых, в документах, представленных в прокуратуру, отсутствовало описание гранаты. В-третьих, в документах, представленных в прокуратуру для возбуждения уголовного дела, отсутствовали опросы понятых, присутствовавших при обыске. (Материалы опросов были предоставлены только через несколько дней). В-четвертых, в документах, представленных в прокуратуру для возбуждения уголовного дела, отсутствовали материалы административного задержания".
По мнению ряда экспертов, основной причиной задержания и обвинения Болиева стала его профессиональная деятельность. Общественная организация "Ромашка", которую возглавляет Болиев, является инициатором громкого судебного процесса по делу о похищении в Дагестане 19 октября 2004 года сотрудниками Хасавюртовского РОВД местного жителя Яралы Исраилова. Болиев, вместе с комиссаром Международной комиссии юристов, юридическим экспертом Центра содействия международной защите Кариной Москаленко, составил и направил жалобу в Европейский суд по правам человека. Решением суда жалоба признана приемлемой. Кроме того, Болиевым был предан огласке факт убийства 6-летней девочки Абдурашитовой Суммаи сотрудниками правоохранительных органов Дагестана во время спецоперации по задержанию подозреваемых в совершении преступлений. Она погибла прямо в постели 14 марта 2005 года в селении Солнечное Хасавюртовского района от осколка крупнокалиберного снаряда. Как сообщалось, жалоба по этому делу также была подана в Европейский суд.