В Северной Осетии прошел круглый стол "Противодействие терроризму. Власть и народ". Инициатором организации круглого стола выступил комитет "Матери Беслана". В мероприятии приняли участие пострадавшие в результате теракта в Беслане, руководители парламента и правительства республики, представители политических партий и общественных организаций, а также сотрудники ФСБ, МВД, МЧС, прокуратуры, непосредственно связанные с борьбой с террором.
В начале круглого стола "Матери Беслана" представили присутствующим видео материал допросов из зала суда, где завершилось судебное следствие по делу Нурпаши Кулаева, которому в скором времени будет вынесен приговор. Кроме того, обсуждались вопросы противодействия терроризму со стороны государства и гражданского общества. Участники круглого стола также обсудили новый закон "О противодействии терроризму", который был подписан президентов Владимиром Путиным 6 марта.
В начале круглого стола лидер "Матерей Беслана" Сусанна Дудиева объяснила участникам, почему комитет проводит подобные мероприятия. "Люди, наверное, думают, чего же хотят эти женщины? Мы не жаждем мести, не хотим крови. Но виновные есть, и они должны понести законное наказание. Сейчас мы представим вам небольшой фильм, состоящий из показаний наших чиновников и силовиков на процессе по делу Кулаева. Я прошу вас внимательно посмотреть и ответить на вопрос: были ли наши дети защищены тогда? И защищены ли ваши дети сегодня? Наша цель - не допустить повторения Беслана".
Участники круглого стола увидели отрывки из свидетельских показаний Дзасохова (экс-президент Северной Осетии), Казбека Дзантиева (бывший глава МВД), Попова (замминистра МВД по охране административных границ), Соболева (командующий 58 армией), Валерия Андреева (бывший глава УФСБ республики), Зангионова (профессиональны переговорщик), Дзгоева (глава МЧС), военных, потерпевших и местных ополченцев. В противоречивых показаниях указанных лиц не было ясности, кто действительно в Беслане отдавал приказы, кто являлся руководителем штаба, кто отдавал приказы на стрельбу из таков и огнеметов. По показаниям Дзасохова, руководителем штаба 1 сентября был назначен Андреев по постановлению Правительства страны. Между тем, Андреев утверждал, что начал руководить штабом 2 сентября, а до этого общее руководство осуществлял Дзасохов. Казбек Дзантиев утверждал, что в штаб не входил, более того, когда он пытался принять участие в заседаниях, его даже не пропустили в штаб. Генерал Соболев и другие военные утверждали, что танки стреляли вечером, а многие потерпевшие приводили прямо противоположные показания.
"Так проходил судебный процесс. Вот так девять месяцев мы выясняли, кто чем занимался. Эти люди все валили друг на друга. Налицо халатность и безответственность. Если люди не справляются со своими обязанностями, они должны найти себе другое поприще. Мы представили этот противоречивый материал, где видно, что штаб потерял все 52 часа, пока заложники находились в школе. Мы не сомневаемся, что группа террористов сбежала, так как кольцо оцепления было прорвано. Нет ясности в том, сколько было боевиков. Среди убитых заложники не увидели многих террористов: боевика со шрамом, нет женщины снайпера славянской внешности, нет высокого боевика славянской внешности. Поэтому мы считаем расследование теракта необъективным", - комментировала видеозапись показаний Сусанна Дудиева.
Напомним, что Общественный комитет "Матери Беслана" подал в Генпрокуратуру ходатайство о возбуждении уголовного дела против Александра Дзасохова и других членов оперативного штаба, работавшего во время теракта 1-3 сентября 2004 года. По словам Сусанны Дудиевой, ходатайство было подано еще 3 марта, но никакой реакции со стороны прокуратуры пока не было. Она добавила, что 3 марта было направлено второе ходатайство в Генпрокуратуру, где матери требуют признать незаконными результаты комплексной ситуационной экспертизы от 23 декабря 2005 года, которая пришла к выводу, что оперативный штаб во время теракта работал правильно.
По мнению представителя партии КПРФ Виталия Старикова в теракте в Беслане виноваты местные руководители, но большая ответственность лежит на федеральной власти, начиная с президента Путина и кабинета министров во главе в Фрадковым, которые отдавала приказы.
"Вы спрашиваете, что нужно сделать, чтобы покончить с террором? - отвечала на вопрос министра по делам национальностей Касаева активистка "Матерей Беслана" Марина Пак.- Нужно признать правду о безответственности наших руководителей. Еще нужно привести в порядок ФСБ, МВД и все службы, которые должны бороться с террором. Вот и весь ответ. Мы хотим через этот круглый стол донести до людей нашу боль. Мы знаем, что общество устало от Беслана и хочет жить прежней жизнью. Но мы, потерявшие своих детей, не можем войти в прежнее русло. Потому что если мы забудем, эта проблема вернется, и кто-то из вас станет ее жертвой".
Вместе с тем, по мнению некоторых участников круглого стола, борьбе с террором, нужно видеть в государстве не только оппонента, но и союзника. Прозвучало мнение, что противодействие террору будет эффективным только тогда, когда будет создан институт гражданского общества. По мнению заместителя спикера парламента Северной Осетии Станислава Кесаева, ростки гражданского общества есть в комитете "Матери Беслана": "Я благодарен этим женщинам, что они выдерживают свою гражданскую позицию. Не всегда гладко не всегда удачно, но они ее отстаивают", - подчеркнул он.
Широкому обсуждению подвергся новый закон "О противодействии терроризму". Как считают "Матери Беслана", которых поддержали все участники круглого стола, новый правовой акт является антиконституционным и не решит всех проблем, связанных с террором.
"Старый закон "О терроризме" испробовали на Беслане, а сейчас будут уничтожать самолеты. А как же люди?", - заявил свое мнение лидер местного отделения КПРФ Сослан Ревазов.
"Действие одного закона мы на себе уже испытали, - заявила лидер "Матерей Беслана" Сусанна Дудиева. Говорят, что операция по освобождению заложников считается успешной, если погибло 30% от всех захваченных людей. В Беслане погибло именно столько. Но разве можно считать эту операцию успешной? Ни умом, ни сердцем я не принимаю этот закон, в котором власть защищает себя. Власть себя автоматически застраховала, а судить будет некого. Кто из вас добровольно подпишется под этим законом?".
Как сообщил участникам круглого стола зампредседателя парламента Станислав Кесаев, законодатели республики разработали большое количество замечаний к новому закону, которые были направлены в Госдуму, однако ни одно из них не было услышано.
Результатом работы круглого стало принятие обращения общественности Северной Осетии к президенту Путину и Федеральному собранию, в котором выражается просьба принять соответствующие поправки в статьи закона, которые, по их мнению, являются антиконституционными и противоречат основному конституционному праву человека на жизнь, а также в статьи, обеспечивающие жертвам терактов достойные социальные гарантии.