13:47 / 17.04.2006В Ставрополе на суде над участникам нападения на Буденновск допрошены обвиняемые

В Ставрополе, в краевом суде, продолжается рассмотрение уголовного дела в отношении Магомеда Таймасханова и Ризвана Минкаилова, обвиняемых в участии в незаконном вооруженном формировании под командованием Шамиля Басаева, в вооруженном нападении на город Буденновск(Ставропольский край) в 1995 году, захвате заложников, а также незаконном ношении огнестрельного оружия и боеприпасов к нему. Таймасханов также обвиняется в покушении на умышленное убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности.

Сегодня в Ставрополе на судебном заседании по участникам нападения на Буденновск в 1995 году были допрошены обвиняемые.

45-ти летний Магомед Таймасханов общался с судом с помощью переводчика. По его рассказу, в 1995 году у него уже было две семьи в разных населенных пунктах Чечни. «Детей кормить было нечем, один из домов был разрушен, - рассказал обвиняемый. — Поэтому я поехал в село Аллерой искать работу». Но там он встретил знакомого некоего Гунки, который предложил Таймасханову принять участие в боевом походе на Грозный. Участникам обещали помочь материально, прежде всего, построить дома. Назначили дату и место встречи — 13 июня 1995 года в Новогрозненском лесу. По словам обвиняемого, он приехал на место и просил денег или какой-нибудь еды для детей до отъезда, но ему ничего не дали. Он уже начал сожалеть о том, что прибыл в лес и хотел было покинуть боевиков, но его не отпустили — «раз ты знаешь, где мы, кто мы, мы тебя не отпустим». Тогда Таймасханов решил, что, как приедет в Грозный, уйдет сам. Когда стемнело, всех погрузили в КАМАЗы и повезли. Ехали долго и узнали, что находятся в Буденновске лишь когда машина сломалась и остановилась. Все вышли из машины, началась стрельба. Сам Таймасханов сначала был без оружия. Он взял автомат у одного раненого чеченца. По приказу их старшего, Гунки, группа Таймасханова, в которой было 13 человек, собирали жителей города на площадь, а потом их и своих раненых привели и принесли к больнице, где уже располагались боевики. В самой больнице Таймасханова и еще четырех человек отправили охранять чердак на случай штурма с воздуха.

Как рассказывает Таймасханов, он практически не умеет пользоваться оружием. Автоматом он пользовался лишь во время службы в Советской армии. Помимо участия в вооруженном бандформировании, он обвиняется в покушении на умышленное убийство женщины, заведомо для него находящейся в состоянии беременности. Однако, по его словам, выстрел произошел случайно, когда он просто хотел пригрозить женщинам, и то, что одна из них была беременной, он не знал. 

После того, как боевики уехали из Буденновска, Таймасханов вернулся в свое село и больше не воевал. В 2000 году, по его словам, он дважды приходил к тогда еще муфтию Чечни Ахмату Кадырову с повинной. Тот сказал, чтобы он ехал в Гудермес к его сыну в службу безопасности, где он и стал работать по строительству казарм. В прошлом году он случайно прострелил себе ногу из своего табельного пистолета и решил, что его наказывает Бог, после чего написал явку с повинной.

Второй обвиняемый, 30-ти летний Ризван Минкаилов, в своих показания рассказал, что он также попал в бандфомирование Шамиля Басаева из-за финансовых трудностей его семьи. Он также думал, что едет в Грозный для освобождения его от федеральных войск и лишь в самом Буденновске узнал, что это не так. По его словам, он, тогда еще восемнадцатилетний парень, никогда не видел войны до этого, только по телевизору, и все увиденное в Буденновске — стрельба, раненные — произвели на него неприятное впечатление. «Когда начался штурм больницы, я сильно испугался и решил, что больше никогда не буду принимать участие в войне, - рассказывает Минкаилов. — Эти четыре или пять дней, когда я был в больнице, для меня прошли как целый год. Там я оказывал помощь раненым, а во время штурма меня поставили к окну, и я стрелял, не целясь, во двор. Когда я приехал домой, отец меня сильно ругал за мое участие в этом нападении. Автомат, выданный мне перед отправкой в Буденновск, я продал, а на вырученные деньги купил еды для семьи». В 1997 году Минкаилов женился, в этот же год из рук Басаева он получил награду — медаль «Герой Чечни» и денежную премию 1 миллион неденоминированных рублей.

На 20 апреля назначено следующее заседание суда, на котором состоятся прения сторон.

Напомним, что в июне 1995 года в результате захвата заложников, которых боевики во главе с Шамилем Басаевым в течение недели удерживали в здании местной больницы, погибли более 450 человек, пострадали более полутора тысяч человек. Семнадцать участников нападения на Буденновск уже отбывают длительные сроки заключения по приговору суда Ставропольского края.

Автор:Светлана Бирюкова, собственный корреспондент <a href="http://www.kavkaz-uzel.ru/">"Кавказского узла"</a>