Hаходящийся в поездке по северо-западному региону страны президент Азербайджана Ильхам Алиев сделал весьма важное заявление, касающееся переговоров по карабахскому урегулированию. Так, он отметил, что "переговоры перешли в новый формат, и он соответствует национальным интересам Азербайджана". Это заявление свидетельствует о том, что новые предложения по урегулированию, о которых впервые заговорил глава МИД Эльмар Мамедьяров после встречи с Кондолизой Райс на минувшей неделе в Вашингтоне, устраивают Баку. Интенсивность переговорного процесса также свидетельствует о том, что сопредседатели Минской группы будут активно работать в направлении реализации новых предложений.
Напомним, что буквально на днях французский сопреседатель Бернар Фасье, будучи в Баку, подтвердил, что так называемые "новые предложения", озвученные К.Райс, выражают общую позицию стран сопредседателей МГ ОБСЕ.
Надо учитывать и то, что до Э.Мамедъярова эти же "новые предложения" были представлены К.Райс в Вашингтоне министру иностранных дел Армении Вардану Осканяну. В. Осканян также заявил, что предложения сопредседателей МГ ОБСЕ в целом приемлемы для Армении. В.Осканян также заявил, что предложения сопредседателей МГ ОБСЕ в целом приемлемы для Армении. По мнению азербайджанского политолога Рауфа Миркадырова вероятнее всего, Фасье имел в виду вариант, при котором Азербайджан будет вынужден согласиться на определение статуса Нагорного Карабаха локальным референдумом.
Напомним, что Пражский процесс предусматривает поэтапно-пакетный вариант урегулирования: армянская сторона освобождает пять оккупированных ими районов вокруг Нагорного Карабаха, вынужденные переселенцы возвращаются домой, далее открываются коммуникации между Азербайджаном и Арменией; статус Нагорного Карабаха определяется на референдуме через 10-15 лет. По словам политолога проще говоря, Нагорный Карабах для Азербайджана фактически потерян, но формально потеря эта откладывается. Как считает Р. Миркадыров: "Весь фокус заключается в "промежуточном статусе" НК, который, с одной стороны, не является международно-правовым, но, с другой, позволяет посадить армян Нагорного Карабаха за стол переговоров, вывести их из полной изоляции, и всем, в том числе иностранным государствам и международным организациям, наладить с ними "легальные" отношения. Получается, что "и овцы целы, и волки сыты", хотя бы на время. Баку может бравировать тем, что не берет на себя никаких обязательств, связанных с будущим окончательным статусом НК. А Ереван может успокоить общественное мнение тем, что НК, получив "промежуточный статус", по сути становится признанным государством". Но не надо забывать, отмечает политолог, как правило, "нет ничего более постоянного, чем что-то временное". Кроме того, с подобным мир уже знаком по Косово.
Там "непризнанные власти" также с подачи международного сообщества получили что-то вроде "промежуточного статуса", подчеркнул эксперт. "После визитов в Вашингтон сначала Вардана Осканяна, а затем и Эльмара Мамедьярова все точки над i расставлены: Баку и Ереван вплотную подведены к тому решению, которого добиваются международные посредники. Армению это, понятное дело, устраивает - теряет только Азербайджан", - заключил политолог.
Напомним, после провала встречи в Рамбуйе между президентами Азербайджана и Армении, в последнее время международные посредники снова активизировали свою деятельность по мирному разрешению проблемы Нагорного Карабаха.