00:46 / 11.04.2006В Дагестане суд отказался проверить подлинность документов уголовного дела правозащитника Болиева

Вчера, 10 апреля, в Дагестане на судебном процессе по обвинению в хранении, приобретении и ношении оружия правозащитника Османа Болиева, проходящем в городе Хасавюрт, судья отказал в удовлетворении ходатайства защиты о назначении почерковедческой экспертизы подписей свидетелей, офицеров милиции Виталия Шамбера и Константина Новицкого на документах уголовного дела. Об этом сообщила корреспонденту "Кавказского узла" по телефону адвокат обвиняемого Салимат Кадырова.

"Согласно Уголовно-процессуальному кодексу (УПК) суд не является органом уголовного преследования и не выступает на стороне обвинения или защиты. УПК РФ суду не предоставлено право в ходе судебного разбирательства дела собирать доказательства виновности свидетелей по делу. Предметом уголовного разбирательства является уголовное дело, возбужденное по ч. 1 ст. 222 УК РФ в отношении подсудимого Болиева, а не сбор доказательств о подложности документов или подписей в отношении свидетелей по делу", - цитирует адвокат постановление судьи Ярали Рамазанова об отказе в удовлетворении ходатайства о назначении почерковедческой экспертизы.

"Нам не нужны доказательства виновности свидетелей. Документы, подлинность подписей на которых хочет проверить защита, являются доказательством по делу. Разве подложность доказательств не относится к установлению вины или невиновности Болиева в совершении преступления? Абсурдное постановление. Из него вытекает, что рапорт В. Шамбера и К. Новицкого, на основании которого Осман Болиев привлечен к административной, а затем и к уголовной ответственности и протоколы их допросов дознавателем не имеют значения для уголовного дела, более того, не имеют значения для уголовного дела. Мы с адвокатом Умаевым даже не смогли удержаться от смеха", - говорит Салимат Кадырова.

"Далее я заявила ходатайство о допросе двух работников милиции. Это сотрудник ГИБДД, который приезжал домой к О. Болиеву в день ареста, и с которым он выехал из дома по направлению к Хасавюртовскому ГОВД и помощник оперативного дежурного отдела милиции Хасавюрта. Последний в этот день находился на дежурстве и может дать показания, имеющие значение для дела", - рассказывает Кадырова.

"Затем защита затребовала для обозрения в суде книги в ходе судебного заседания, регистрации доставленных в ГОВД и учета сообщений о преступлениях. Мы хотим проверить, в котором часу был доставлен Болиев в отдел и время регистрации сообщения об обнаружении гранаты у него, - говорит защитник. - Также я просила суд сделать запрос в прокуратуру о судьбе материала, выделенного из уголовного дела Болиева в отношении неустановленного лица, якобы сбывшего ему гранату. Постановление о выделении материала имеется в деле. А какое принято решение, какова его судьба - неизвестно. Суд удовлетворил эти ходатайства".

"Судья зачитал заявления в адрес суда В. Шамбера и К. Новицкого, в котором они отмечают, что адвокаты задавали слишком много вопросов им, оказывали на них давление в ходе суда, якобы неэтично себя вели в их отношении и пытались корректировать их показания. Я не знаю цель этих обращений. Ничего подобного не было. Офицерам, наверное, не понравились те вопросы, которые мы им задали. Но, что-то сильно похожи были эти заявления заявлениями прокурора, которые он делал в ходе судебного заседания. Я у судьи даже спросила: "А под этими заявлениями Шамбер и Новицкий сами расписались?" Беспочвенные заявления. И непонятно, что они просят у суда. Резюмирующей части у этих заявлений не было", - недоумевает С. Кадырова.

"Протоколы допроса дознавателем понятых и милиционеров Виталия Шамбера и Константина Новицкого точка в точку, слово в слово, совпадают. Это свидетельствует о том, что дознаватель составил сам тексты протоколов и дал понятым расписаться. А Шамбер и Новицкий, скорее всего, даже не расписывались т. к. подписи не совпадают с их подписями на других документах", - считает адвокат.

Напомним, что процесс по уголовному делу руководителя общественной организации "Ромашка", жителя Хасавюрта Османа Болиева возобновился 16 марта, после месячного перерыва, связанного с лечением подсудимого. Ранее, 13 февраля, Осман Болиев был освобожден из-под стражи по ходатайству защиты. Как считает московский подсудимого адвокат Сергей Бровченко, под стражей правозащитник содержался незаконно.

Осман Болиев был задержан 15 ноября 2005 года сотрудниками ГИБДД под предлогом проверки информации о его автомобиле, похожем, по словам сотрудников дорожной инспекции, на числящийся в угоне. Однако, по пути в отделение милиции Хасавюрта автомашину Болиева остановили бойцы Мобильного отряда МВД РФ по оперативно-розыскной деятельности (МО МВД РФ ОРД). Сотрудники ГИБДД передали Болиева милиционерам мобильного отряда и уехали. Те, в свою очередь посадили О. Болиева в свою автомашину, надели ему на голову мешок, заковали в наручники и доставили его в отдел внутренних дел Хасавюрта. В милиции правозащитника, по его словам, несколько часов пытали, а затем обыскали и "обнаружили" у него гранату в разобранном виде.

Сначала Болиева также пытались обвинить в участии в незаконном вооруженном формировании. Уже на следующий день после задержания, 16 ноября 2005 года, РИА "Дагестан" со ссылкой на пресс-службу МВД Дагестана сообщило, что в Хасавюрте задержан активный участник незаконных вооруженных формирований О. Болиев, который, по данным правоохранительных органов, входил в группировку Абдулшейхова Арсланбека, убитого в г. Москве в театре "Норд-ост" в 2003 году.  В сообщении также говорилось, что спецслужбы располагают сведениями об участии задержанного в боевых действиях против федеральных сил на территории Чеченской Республики и что у "боевика" при задержании "обнаружена и изъята граната РГД-5 с запалом".

"Обыск был проведен не на месте задержания Болиева, а только в здании ГОВД. Следуя логике, Болиев, когда ехал вслед за машиной сотрудников ГИБДД, мог легко избавиться от деталей гранаты, но не сделал этого, - говорится в сообщении фонда "Общественный вердикт". - Во-вторых, в документах, представленных в прокуратуру, отсутствовало описание гранаты. В-третьих, в документах, представленных в прокуратуру для возбуждения уголовного дела, отсутствовали опросы понятых, присутствовавших при обыске (материалы опросов были предоставлены только через несколько дней). В-четвертых, в документах, представленных в прокуратуру для возбуждения уголовного дела, отсутствовали материалы административного задержания".

По мнению ряда экспертов, основной причиной задержания и обвинения Болиева стала его профессиональная деятельность. Общественная организация "Ромашка", которую возглавляет Болиев, является инициатором громкого судебного процесса по делу о похищении в Дагестане 19 октября 2004 года сотрудниками Хасавюртовского ГОВД местного жителя Яралы Исраилова. Болиев, вместе с комиссаром Международной комиссии юристов, юридическим экспертом Центра содействия международной защите Кариной Москаленко, составил и направил жалобу в Европейский суд по правам человека. Кроме того, Болиевым был предан огласке факт убийства 6-летней девочки Абдурашитовой Суммаи сотрудниками правоохранительных органов Дагестана во время спецоперации по задержанию подозреваемых в совершении преступлений. Она погибла прямо в постели 14 марта 2005 года в селении Солнечное Хасавюртовского района от осколка крупнокалиберного снаряда. Жалоба по этому делу также была подана в Европейский суд.

Правозащитный центр "Мемориал" заявил 16 марта, что "уголовное преследование Османа Болиева имеет отчетливо выраженные политические мотивы".

Автор:Вячеслав Ферапошкин, собственный корреспондент <a href="http://www.kavkaz-uzel.ru/">"Кавказского узла"</a>