07:56 / 10.04.2006В Дагестане на процессе над правозащитником Болиевым судья помогает обвинению, считает адвокат

Сегодня 10 апреля в Дагестане на судебном процессе по обвинению в хранении, приобретении и ношении оружия правозащитника Османа Болиева, проходящем в городе Хасавюрт, начнется допрос свидетелей защиты, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" по телефону адвокат обвиняемого Салимат Кадырова. Начало заседания городского суда назначено на 10 часов утра.

На прошедшем в пятницу 7 апреля заседании суда сторона обвинения закончила представление своих доказательств. Были заслушаны дознаватель Хасавюртовского ГОВД Булат Дадаев, ведший уголовное дело Болиева и повторно, по настоянию прокуратуры, капитан отдела уголовного розыска мобильного отряда МВД РФ в Республике Дагестан Константин Новицкий, участвовавший в задержании подсудимого 15 ноября прошлого года.

Дознаватель Дадаев на многие неудобные вопросы защиты отвечал: "не помню". На вопрос адвоката о том, какие были основания для возбуждения уголовного дела, сотрудник милиции ответил, что рапорт работников милиции об обнаружении гранаты в куртке Болиева. По мнению Салимат Кадыровой, этого недостаточно для возбуждения уголовного дела.

"В протоколе личного досмотра задержанного указано, что обнаружен предмет похожий на гранату. Каким образом, этот предмет превратился в боевую гранату РГД-5 в постановлении о возбуждении уголовного дела? Кто сделал такой вывод, без проведения экспертизы? Разве Вы специалист?", — спрашивала Кадырова у свидетеля обвинения. Дознаватель ответил, хотя он не является экспертом по оружию, но в гранатах разбирается достаточно, т. к. служил в армии.

"Имеется фотография, на которой видно, что пакет, в который упакован обнаруженный в куртке Болиева "предмет похожий на гранату" непрозрачный, черного цвета. Как вы определили, что это граната, что она боевая и именно РГД-5 без экспертизы?", - задала адвокат в суде вопрос Булату Дадаеву. "Потому, что так написано в рапортах", - последовал ответ милиционера. На следующий вопрос защитника: "Как объяснить, что на экспертизу Вы направили РГД-5, а эксперт представил заключение на гранату РГН?" -дознаватель Хасавюртовского ГОВД заявил: "Эксперт же лучше знает".

"Я спросила, - рассказывает С. Кадырова, - почему не была назначена дактилоскопическая экспертиза отпечатков пальцев на найденной в куртке Болиева гранате? На этот вопрос, вместо Дадаева, ответил судья: "Это его право — хочет, назначает, хочет, нет, на свое усмотрение". Судья во всем пытался мешать защите. Когда защитники задавали "неудобные" вопросы Дадаеву, судья вмешивался, делал замечания, наводящие на свидетеля на ответы.

На просьбу адвоката рассказать о судьбе материала, выделенного из данного уголовного дела в отдельное производство, в отношении неустановленного лица, которое, якобы, сбыло Болиеву эту гранату, дознаватель сообщил, что не знает, а сам материал отправил прокурору.

Затем, по инициативе прокурора, был повторно допрошен свидетель капитан милиции Константин Новицкий. Он изменил свои показания. Теперь Новицкий сказал, что девушка с длинными волосами, про которую он ранее говорил в суде, что она его допрашивала в ходе дознания по делу Болиева, только фотографировала допрос, который вел Булат Дадаев. Но, девушка ему запомнилась и именно поэтому, офицер сказал в суде, что она его допрашивала. Также, ранее он показывал, что допускает, что подпись в протоколе допроса не его. На последнем заседании же в пятницу стал утверждать, что это он подписал протокол. В то же время, Новицкий вновь подтвердил свои, прежде данные в суде показания о том, что он не присутствовал при проведении личного досмотра Болиева 15 ноября прошлого года в помещении ГОВД Хасавюрта, во время которого была обнаружена граната. В протоколе же личного досмотра задержанного Константин Новицкий записан, как присутствовавший.

"Протоколы допроса дознавателем понятых и милиционеров Виталия Шамбера и Константина Новицкого точка в точку, слово в слово, совпадают. Это свидетельствует о том, что дознаватель составил сам тексты протоколов и дал понятым расписаться. А Шамбер и Новицкий, скорее всего, даже не расписывались т. к. подписи не совпадают с их подписями на других документах. В пятницу я вновь подала судье ходатайство о назначении почерковедческой экспертизы подписей В. Шамбера и К. Новицкого на документах уголовного дела», - говорит корреспонденту "Кавказского узла" Салимат Кадырова. 
                                                                                                                                                                                                                                  Напомним, что процесс по уголовному делу руководителя общественной организации "Ромашка", жителя Хасавюрта Османа Болиева возобновился 16 марта, после месячного перерыва, связанного с лечением подсудимого. Ранее, 13 февраля, Осман Болиев был освобожден из-под стражи по ходатайству защиты. Как считает московский подсудимого адвокат Сергей Бровченко, под стражей правозащитник содержался незаконно.

Осман Болиев был задержан 15 ноября 2005 года сотрудниками ГИБДД под предлогом проверки информации о его автомобиле, похожем, по словам сотрудников дорожной инспекции, на числящийся в угоне. Однако, по пути в отделение милиции Хасавюрта автомашину Болиева остановили бойцы Мобильного отряда МВД РФ по оперативно-розыскной деятельности (МО МВД РФ ОРД). Сотрудники ГИБДД передали Болиева милиционерам мобильного отряда и уехали. Те, в свою очередь посадили О. Болиева в свою автомашину, надели ему на голову мешок, заковали в наручники и доставили его в отдел внутренних дел Хасавюрта. В милиции правозащитника, по его словам, несколько часов пытали, а затем обыскали и "обнаружили" у него гранату в разобранном виде.

Сначала Болиева также пытались обвинить в участии в незаконном вооруженном формировании. Уже на следующий день после задержания, 16 ноября 2005 года, РИА "Дагестан" со ссылкой на пресс-службу МВД Дагестана сообщило, что в Хасавюрте задержан активный участник незаконных вооруженных формирований О. Болиев, который, по данным правоохранительных органов, входил в группировку Абдулшейхова Арсланбека, убитого в г. Москве в театре "Норд-ост" в 2003 году.  В сообщении также говорилось, что спецслужбы располагают сведениями об участии задержанного в боевых действиях против федеральных сил на территории Чеченской Республики и что у "боевика" при задержании "обнаружена и изъята граната РГД-5 с запалом".

"Обыск был проведен не на месте задержания Болиева, а только в здании ГОВД. Следуя логике, Болиев, когда ехал вслед за машиной сотрудников ГИБДД, мог легко избавиться от деталей гранаты, но не сделал этого, - говорится в сообщении фонда "Общественный вердикт". - Во-вторых, в документах, представленных в прокуратуру, отсутствовало описание гранаты. В-третьих, в документах, представленных в прокуратуру для возбуждения уголовного дела, отсутствовали опросы понятых, присутствовавших при обыске (материалы опросов были предоставлены только через несколько дней). В-четвертых, в документах, представленных в прокуратуру для возбуждения уголовного дела, отсутствовали материалы административного задержания".

По мнению ряда экспертов, основной причиной задержания и обвинения Болиева стала его профессиональная деятельность. Общественная организация "Ромашка", которую возглавляет Болиев, является инициатором громкого судебного процесса по делу о похищении в Дагестане 19 октября 2004 года сотрудниками Хасавюртовского ГОВД местного жителя Яралы Исраилова. Болиев, вместе с комиссаром Международной комиссии юристов, юридическим экспертом Центра содействия международной защите Кариной Москаленко, составил и направил жалобу в Европейский суд по правам человека. Кроме того, Болиевым был предан огласке факт убийства 6-летней девочки Абдурашитовой Суммаи сотрудниками правоохранительных органов Дагестана во время спецоперации по задержанию подозреваемых в совершении преступлений. Она погибла прямо в постели 14 марта 2005 года в селении Солнечное Хасавюртовского района от осколка крупнокалиберного снаряда. Жалоба по этому делу также была подана в Европейский суд.

Правозащитный центр "Мемориал" заявил 16 марта, что "уголовное преследование Османа Болиева имеет отчетливо выраженные политические мотивы".

Автор:Вячеслав Ферапошкин, собственный корреспондент <a href="http://www.kavkaz-uzel.ru/">"Кавказского узла"</a>