08:24 / 07.04.2006Потерпевшие по делу милиционеров Беслана требуют регулярно обнародовать протокол допросов

В Правобережном суде Северной Осетии после акции протеста потерпевших продолжился допрос свидетелей по уголовному делу бывших руководителей РОВД Беслана.

Заседание началось с оглашения решения по ходатайству, заявленному потерпевшими во вторник, 4 апреля. Суд оставил без изменения решение по поводу протоколов допросов, вокруг которых и разгорелся скандал: протокол будет предоставлен потерпевшим только в конце всего процесса, после постановления приговора, а не по мере изготовления, как этого требуют потерпевшие.

Это решение председательствующего судьи Виталия Бесолова снова возмутило потерпевших, которые начали спорить с судьей и прокурорами. После этого Бесолов объявил короткий перерыв. Когда он вернулся, то объявил потерпевшим, что вернется к рассмотрению вопроса о протоколах через два-три заседания. Такой вариант устроил потерпевших, которые надеются, что их ходатайство вскоре будет удовлетворено. Таким образом, волнения удалось успокоить, и суд продолжил допрос потерпевших.

Аслан Малиев, бывший сотрудник Правобережного РОВД, потерял в теракте 3-летнюю дочь. Он рассказал, что всю административную границу Северной Осетии и Ингушетии, протяженность которой составляет 58 км, полностью перекрыть невозможно. Можно обезопасить границу, только установив по территории мины и колючую проволоку, подчеркнул потерпевший. По его предположению, боевики могли проехать через одну из четырех проселочных дорог, которые составляют восьмое поле. Малиев вспомнил, что когда находится на службе в РОВД, не раз принимал участие в отражении атак боевиков со стороны Ингушетии.

"Если они (бывшие руководители РОВД - прим. КУ) виновны, то пусть понесут наказание. Но я считаю, что из них сделали козлов отпущения. Но мне все равно непонятно, почему школа не охранялась", - заявил суду потерпевший Малиев.

По мнению Владимира Даурова, который допрашивался следующим, предотвратить тяжкие последствия теракта можно было, если б милиция, находящаяся под боком у школы, вовремя оказала сопротивление, когда боевики захватывали школу. Дауров, который оказался в заложниках вместе с сыном, первым смог убежать из спортзала через несколько часов после захвата.

"В зал зашли двое боевиков. Они занесли взрывчатку, стали устанавливать. Мне приказали закрыть дверь, которая ведет в школьный двор. Оттуда я сбежал. По мне сильно стреляли, но ни разу не попали",- рассказал Дауров. Когда он оказался за пределами школы, человек в форме отвел Даурова в РОВД, где также находились Таймураз Мамсуров и Казбек Дзантиев (экс-глава МВД Северной Осетии - прим. КУ).

"Мамсуров спросил, откуда я бегу. Я сказал, что сбежал с захваченного зала. На это Мамсуров ответил, что "у меня там тоже дети". А Дзантиев спросил, сколько там людей. Я сказал, что полный зал. После этого меня никто ни о чем не спрашивал из представителей штаба", - пояснил Владимир Дауров.

Следующее заседание по делу милиционеров Беслана назначено на 13 апреля, четверг.

Напомним, предыдущее заседание суда во вторник было отменено в связи со стихийной акцией протеста потерпевших. Явившиеся на допрос отказались давать показания, пока суд не удовлетворит их ходатайство. В частности, они заявляли об установлении микрофона в зале суда, осуществление видеосъемки, но главное - предоставлении протоколов заседания по мере их и изготовления, через каждые два-три слушания.

Требование о предоставлении протоколов судья Виталий Бесолов отклонил, а постановил предоставить протоколы после окончания всего процесса, когда будет объявлен приговор. Такое решение и вызвало возмущение потерпевших, и заседание было сорвано.

Потерпевшие усомнились, что секретарь судебного заседания точно и безошибочно ведет протокол. Возможно, она не успевает точно записывать и заносить в протокол все показания и заявления, которые прозвучат в ходе слушаний.

"Нам нужна достоверность протокола заседания, точность каждого слова. Секретарь может физически не успевать все записывать, а многие вещи, происходящие на суде и озвученные свидетелями, нам крайне важны. Мы ведем диктофонную запись, но она не имеет юридической силы. Поэтому нам важна точность протокола. Если там будет допущена ошибка, мы не сможем ее доказать, когда процесс будет закончен", - пояснила позицию потерпевших представитель комитета "Матери Беслана" Зина Царахова.
 
По мнению потерпевших, судебный процесс ведется по "ранее разработанному сценарию". Они упрекали судью в том, что он необъективно относится к потерпевшим. Женщины заявили, что отклонение их ходатайства - это "унижение потерпевших".

Судья Бесолов мотивировал свой отказ в ходатайстве, законом. УПК позволяет ему, подчеркнул Бесолов, решать, каким образом будет предоставляться протокол судебного заседания - по мере изготовления или по окончании всего процесса.

Напомним, в суде Правобережного района Северной Осетии слушается уголовное дело в отношении троих бывших руководителей РОВД Беслана. В преступной халатности обвиняются начальник отдела Мирослав Айдаров и двое его заместителей - Гурам Дряев и Таймураз Муртазов.

Автор:Алана Бесолова, корреспондент "Кавказского узла"