Сегодня в Хасавюртовском городском суде Дагестана состоялось очередное заседание суда по обвинению в хранении, приобретении и ношении оружия правозащитника Османа Болиева. О ходе процесса корреспонденту "Кавказского узла" рассказала по телефону адвокат обвиняемого Салимат Кадырова.
Сегодня в суде были заслушаны свидетели обвинения: двое понятых, присутствовавших при личном досмотре 15 ноября прошлого года административно-задержанного Османа Болиева, в ходе которого в его куртке была "обнаружена" граната и участвовавший в задержании капитан отдела уголовного розыска мобильного отряда МВД РФ в Республике Дагестан Константин Новицкий.
Понятые, по словам адвоката, показали суду, что они находились в здании городского отдела милиции Хасавюрта в районе 20-21 часа 15 ноября прошлого года. Они категорически настаивали, что именно в это время проходил личный досмотр Османа Болиева, а не в 18 часов, как указано в протоколе досмотра.
Понятой Марат Эмелев рассказал, что после приглашения в ГОВД в качестве понятых их сначала завели в кабинет, где находились сотрудники милиции и Болиев. "Было видно, что его избили", - заявил, по словам Салимат Кадыровой, Эмелев. На вопрос адвоката, почему у него создалось такое впечатление, свидетель обвинения пояснил, что задержанный был в наручниках, тяжело дышал, лицо его было красное, одежда мокрая и растрепанная, на глаза надета шапка и говорил: "мне плохо, дайте мне воды".
Затем, уже в другом кабинете, понятые присутствовали при личном досмотре Болиева. Извлеченная из куртки Болиева граната, была, как утверждает воевавший в Афганистане понятой Падишах Анасов, была гранатой РГД-5, рассказывает корреспонденту "Кавказского узла" С. Кадырова. В то же время, экспертизу, согласно имеющемуся в уголовном деле заключению заместителя начальника Экспертно-криминалистического центра при МВД Дагестана С. Ахмедова, имеющего стаж эксперта с 1971 года, прошла граната марки РГН ("авганка", как указано в документе). "Поверхность гранаты гладкая, маркировочные обозначения стерты", - говорится, в частности, в экспертном заключении. Во многих же других документах, в том числе, постановлении о возбуждении уголовного дела и даже в постановлении о направлении оружия на экспертизу от 19 ноября 2005 года, фигурирует граната РГД-5. Как сообщало РИА "Дагестан" со ссылкой на пресс-службу МВД Дагестана 16 ноября прошлого года, на следующий день после задержания Болиева, у него была "обнаружена и изъята граната РГД-5 с запалом".
Также понятые заявили в суде, что не видели, чтобы подсудимому предлагали подписать протокол его личного досмотра 15 ноября, и, соответственно, что он отказался его подписать. Не видели они и акта об отказе от подписи протокола досмотра, фигурирующего в деле.
Свидетель обвинения капитан милиции Константин Новицкий, как словам Салимат Кадыровой, дал показания, идущие в разрез с его показаниями, имеющимися в уголовном деле. Как и другой участвовавший в задержании Болиева милиционер Виталий Шамбер, Новицкий сказал, что задержание Болиева произошло с 14 до 15 часов, а не в 17:15, как указано в рапорте о задержании. Так же как и у Шамбера, подпись К. Новицкого на документах, фигурирующих в уголовном деле, не соответствует подписи на данной им в суде подписке о том, что он предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Вначале своего допроса в суде, офицер заявил, что подпись под всеми документами - его. Но, после того, как милиционер был уличен адвокатом Кадыровой в том, его показания в суде противоречат его же показаниям, представленным следствием, он стал говорить, что допускает, что подписи не его.
По словам Константина Новицкого, его допрашивали в ходе следствия по делу Болиева только один раз. На вопрос С. Кадыровой, кто его допрашивал, оперативник пояснил, что это была капитан милиции, девушка с длинными волосами и он готов ее опознать. Между тем, протокол допроса свидетеля Новицкого подписан дознавателем Хасавьюртовского ГОВД Б. Дадаевым, ведшим уголовное дело О. Болиева.
Завтра суд над правозащитником Болиевым продолжится. Заседание назначено на 14 часов. Предполагается заслушать свидетеля обвинения дознавателя Дадаева. Ходатайств о допросе других свидетелей прокуратура не заявляла, поэтому, возможно завтра начнется также допрос свидетелей защиты - членов семьи Османа Болиева и других лиц.
Напомним, что процесс по уголовному делу руководителя общественной организации "Ромашка" Османа Болиева возобновился 16 марта, после месячного перерыва, связанного с лечением подсудимого. Защита выступила с ходатайством исключить из перечня доказательств вины протокол досмотра Болиева, так как он не был подписан как самими лицами, производившими досмотр, так и Болиевым. Как заявила Салимат Кадырова, Суд ходатайство защиты отклонил.
Ранее, 13 февраля, Осман Болиев был освобожден из-под стражи по ходатайству защиты. Как считает адвокат Сергей Бровченко, под стражей правозащитник содержался незаконно.
Осман Болиев был задержан 15 ноября 2005 года сотрудниками ГИБДД под предлогом проверки информации о его автомобиле, похожем, по словам сотрудников дорожной инспекции, на числящийся в угоне. Однако, по пути в отделение милиции Хасавюрта автомашину Болиева остановили бойцы Мобильного отряда МВД РФ по оперативно-розыскной деятельности (МО МВД РФ ОРД). Сотрудники ГИБДД передали Болиева милиционерам мобильного отряда и уехали. Те, в свою очередь посадили О. Болиева в свою автомашину, надели ему на голову мешок, заковали в наручники и доставили его в отдел внутренних дел Хасавюрта. В милиции правозащитника, по его словам, несколько часов пытали, а затем обыскали и "обнаружили" у него гранату в разобранном виде. Сначала Болиева также пытались обвинить в участии в незаконном вооруженном формировании.
По мнению ряда экспертов, основной причиной задержания и обвинения Болиева стала его профессиональная деятельность. Общественная организация "Ромашка", которую возглавляет Болиев, является инициатором громкого судебного процесса по делу о похищении в Дагестане 19 октября 2004 года сотрудниками Хасавюртовского ГОВД местного жителя Яралы Исраилова. Болиев, вместе с комиссаром Международной комиссии юристов, юридическим экспертом Центра содействия международной защите Кариной Москаленко, составил и направил жалобу в Европейский суд по правам человека. Кроме того, Болиевым был предан огласке факт убийства 6-летней девочки Абдурашитовой Суммаи сотрудниками правоохранительных органов Дагестана во время спецоперации по задержанию подозреваемых в совершении преступлений. Она погибла прямо в постели 14 марта 2005 года в селении Солнечное Хасавюртовского района от осколка крупнокалиберного снаряда. Жалоба по этому делу также была подана в Европейский суд.
Правозащитный центр "Мемориал" заявил 16 марта, что "уголовное преследование Османа Болиева имеет отчетливо выраженные политические мотивы".