Как ранее сообщалось, сегодня в Северную Осетию прибыл полномочный представитель президента в ЮФО Дмитрий Козак. Он посетил поселок Новый в Пригородном районе Северной Осетии, строящийся для вынужденных ингушских переселенцев.
Дмитрий Козак пообщался с жителями поселка Новый. Он интересовался, действительно ли беженцев заставляют насильно переезжать в поселок. Как рассказали ему жители, таких фактов нет. Ни о каком насильственном заселении людей в поселок, речи нет, заявил Козак. Он подчеркнул, что ни одного подобного заявления от жителей не поступало. В поселке Новый выделено всего 400 участков, 202 из них предназначены для семей вынужденных переселенцев. В поселок за прошедший месяц переселились 120 семей из стихийного поселения под Майским.
Говоря о проблемах беженцев, Козак подчеркнул, что нельзя допускать «вранья и дезориентации людей». По мнению полпреда, вокруг темы последствий осетино-ингушского конфликта много «политических спекуляций».
«Самые разные лжеполитики морочат людям головы и пытаются использовать их в своих целях. Пытаясь решить свои мнимые политические задачи, они дезориентируют людей. Задача сегодня состоит в том, чтобы честно четко каждому человеку донести о тех возможностях, которые есть у государства. Предложить им на выбор решение их жилищных проблем, чтобы они сами могли принять решение», - сказал Дмитрий Козак на встрече с жителями поселка Новый.
Аналогичное мнение высказал и глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров. Он отметил, что как только появилась перспектива решения проблем ингушских беженцев, появились политики, которые мешают этому процессу. «Не знаю, как в Ингушетии, но здесь я бы попросил всех: никому не дано право выступать от имени народа, и загонять проблему в политическую сторону. Но мы будем и эти препятствия преодолевать», - подчеркнул Мамсуров.
На решение жилищных проблем ингушских беженцев из федерального бюджета было выделено 1 млрд 700 миллионов рублей, и с 15 апреля люди уже начнут получать деньги. Как отмечали участники встречи, впервые проблемы беженцев будут решаться с учетом каждого конкретного человека и семьи. «Впервые за последнее время появилось постановление Правительства, в котором говорится о конкретных людях. На этой индивидуальной работе и нужно выполнять это постановление. Это наша единственная реальная возможность решить все проблемы, чтобы сами люди, а не политики, решали свои судьбы», - сказал Мамсуров.
На совещание с руководителями Северной Осетии и Ингушетии во Владикавказе Козак заявил, что закрытых населенных пунктов для вынужденных переселенцев, пострадавших в ходе осетино-ингушского конфликта, на территории Северной Осетии нет.
"Нет таких населенных пунктов, которые в целом закрыты для возвращения вынужденных переселенцев, - заявил полпред. - Каждый из этих людей имеет право либо вернуться в свой поселок, либо поселиться в других предложенных ему Федеральной миграционной службой местах". Также Казак сообщил, что для 360 семей уже подготовлены все возможности для возвращения в свои бывшие дома.
Во Владикавказе полпред подчеркнул, что "общая задача заключается в том, чтобы максимально удовлетворить законные права вынужденных переселенцев и честно сказать им, какие возможности для жилищного обустройства у них имеются". "Нельзя обманывать их надежды и питать иллюзиями, вредны разговоры о том, что не надо переселяться и ждать чего-то обещанного им уже в течение 13 лет. Давайте остановимся на тех возможностях, которые есть сегодня, и честно скажем об этом людям", - сказал Козак.
Козак также напомнил, что Северная Осетия пострадала не только от осетино-ингушского конфликта, но и в результате грузино-осетинского. По данным Федеральной миграционной службы в республике насчитывается около 25 тысяч таких беженцев. В связи с этим Козак отметил, что российское законодательство о беженцах и вынужденных переселенцах «чрезвычайно либерально и его нужно ужесточить». Проблемы беженцев из Грузии и Южной Осетии также нужно решать в соответствии с российским законодательством.
«К людям, которые попадают в категорию беженцев и вынужденных переселенцев, у государства возникает обязанностей больше, чем по отношению к детям-сиротам, - подчеркнул Козак. - Я считаю, что этим людям необходимо оказывать минимальную помощь».
По итогам встречи Дмитрий Козак сообщил журналистам, что проблема вынужденных переселенцев в Северной Осетии в основном, кроме спорных вопросов, которые будут слушаться в судах, будет разрешена к концу года .
Козак подчеркнул, что с каждым совещанием оптимизма у сторон становится все больше.
«Сегодня речь шла о том, что проведена огромная работа, достигнуто общее понимание масштабов этой проблемы, совместно работа будет продолжаться, после каждого такого совещания оптимизма все больше», - сказал Козак.
Проблема осетино-ингушского конфликта выкачивает все соки из федерального бюджета и дает возможность нечистоплотным политикам делать себе имя, но главное, подчеркнул полпред, периодически в разных форма повторяются трагедии. «Наша историческая миссия – закончить этот процесс. Нужно, чтобы словосочетание осетино-ингушский конфликт было забыто».
Президент Ингушетии Мурат Зязиков особо отметил, что «не должно быть никаких экскурсов в историю». «Главное решить конкретно каждую судьбу, у нас одна страна и одна конституция, все эти люди – граждане России, - заявил он. – Это то понимание, с которым мы вели сегодня очень конкретный разговор».
В 1992 году территорию Северной Осетии покинуло 60 тысяч ингушей. Всего на территории Ингушетии находится около 19 тысяч беженцев из Северной Осетии. Западные правозащитники называют жертв осетино-ингушского конфликта 1992 года «забытыми беженцами". Впервые это понятие было озвучено именно в Страсбурге, в Совете Европы.