Назначенное на сегодня очередное заседание суда по обвинению в хранении, приобретении и ношении оружия правозащитника Османа Болиева в Хасавюртовском городском суде Дагестана не состоялось из-за неявки свидетелей обвинения, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" по телефону из Хасавюрта адвокаты обвиняемого Сергей Бровченко и Ахмет Умаев. В связи с этим, судебные слушания перенесены на следующий вторник 4 апреля.
Двое понятых, присутствовавших при личном досмотре административно-задержанного Османа Болиева, в ходе которого в его куртке была "обнаружена" граната и участвовавший в задержании Османа Болиева 15 ноября прошлого года капитан отдела уголовного розыска мобильного отряда МВД РФ в Республике Дагестан Константин Новицкий, вновь не явились сегодня на процесс. Представитель гособвинения повторно заявил сегодня ходатайство, в котором просил суд вынести постановление о принудительном приводе свидетелей обвинения. На этот раз судья Я. Рамазанов удовлетворил это ходатайство, несмотря на то, что, как и при аналогичной ситуации вчера 27 марта, отсутствовали документы, подтверждающие надлежащее извещение свидетелей о вызове в суд.
Вчера, представитель прокуратуры, взявшей ранее на себя обеспечение явки свидетелей обвинения, рассказал суду, что по месту жительства понятых, либо никто не открывает двери, либо другие находящиеся там лица заявляют, что их нет дома. Таким образом, понятым еще ни разу не были вручены повестки о явке на заседание суда и привлечь их к ответственности невозможно. Адвокат Болиева С. Кадырова, по ее словам, обращалась к судье с просьбой продемонстрировать документы, подтверждающие вызов свидетелей, но он не смог этого сделать.
«Прокуратура продемонстрировала, что она не контролирует вообще милицию, не может давать указания ей, не может требовать от нее принятия законных мер. Нужно обязательно судебное решение о том, чтобы сотрудника милиции фактически взяли под стражу и привели под конвоем в задание суда. Это очень интересный прецедент, который свидетельствует об истинном положении прокуратуры, отношениях прокуратуры и милиции Дагестана», - прокомментировал неявку в суд капитана милиции Новицкого и ходатайство обвинения корреспонденту "Кавказского узла" московский адвокат Сергей Бровченко, осуществляющий защиту Болиева при поддержке фонда "Общественный вердикт".
Вчера другой защитник Болиева Салимат Кадырова сказала корреспонденту "Кавказского узла", что защита надеется на правдивые показания понятых, которые, в частности, видели, в каком состоянии находился Осман Болиев, подвергшийся непосредственно перед личным досмотром правозащитника, на котором они присутствовали, тяжелым пыткам со стороны сотрудников милиции. Ранее понятые обещали адвокатам рассказать об этом на суде. Сам Болиев заявил корреспонденту "Кавказского узла" сегодня по телефону их Хасавюрта, что в момент досмотра 15 ноября 2005 года у него были затруднено дыхание, растрепанная и мокрая (после того, как его обливали водой во время пыток) одежда, гематомы на лице и других частях головы. Позднее, врачами были выявлены сотрясение мозга у Болиева, гематомы на теле и различные заболевания.
На прошлом заседании суда 24 марта были заслушаны свидетели обвинения, сотрудник Хасавюртовского горотдела внутренних дел, составлявший протокол личного досмотра административно-задержанного Османа Болиева, в ходе которого в куртке задержанного была обнаружена граната, что он и подтвердил в суде и капитан отдела уголовного розыска мобильного отряда МВД РФ в Республике Дагестан Виталий Шамбер, участвовавший в задержании и допросе Османа Болиева.
"На мой вопрос свидетелю, составлявшему протокол личного досмотра, почему он не подписал этот протокол, милиционер сказал, что это его упущение. Прокурор, после этих слов очень занервничал, подсказывая свидетелю, что есть отдельно составленный протокол об отказе Болиева от подписи протокола досмотра. Представитель прокуратуры сказал, что протокол об отказе от подписи является составной частью, продолжением протокола досмотра, - рассказывала корреспонденту "Кавказского узла" защитник Салимат Кадырова о судебном заседании 24 марта. - Сам свидетель, до подсказки прокурора, такого мнения не придерживался". Адвокат выразила протест против вмешательства представителя обвинения в допрос свидетеля защитой. "Нервничая, прокурор кричал, что свидетель не говорил, что неподписание протокола досмотра им - его ошибка, и надо, мол, корректировать его показания", - говорит Кадырова.
В показаниях другого свидетеля обвинения, капитана милиции Виталия Шамбера, по словам адвоката был противоречия. Если ранее в его рапорте о задержании Болиева было написано, что Осман был задержан примерно в 17:15 15 ноября, то в суде Шамбер заявил, что задержание происходило в районе 14-15 часов. "Для нас это лучше, т. к. по протоколу личного досмотра административно задержанного, граната у Болиева обнаружена в 18 часов. Если он был задержан в 15 часов, то в течение трех часов он что же - с гранатой ходил по отделу милиции?", - вопрошает С. Кадырова.
"Виталий Шамбер дал в суде подписку о том, что предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. В этой подписке, его подпись совершенно не такая, как в других документах находящихся в деле, которые он, якобы, подписал. Это рапорт Шамбера о задержании Османа Болиева за административное правонарушение, объяснение Шамбера о том, как при досмотре задержанного была обнаружена граната (хотя, по его словам, официально он в досмотре не участвовал и поэтому в протоколе не указан) и протокол допроса свидетеля В. Шамбера по уголовному делу в отношении О. Болиева. В объяснении и рапорте у капитана милиции одна подпись, в протоколе допроса совершенно другая, а сегодня на подписке свидетеля - третья. Я прихожу к выводу, что ни один из этих документов, фигурирующих в деле, самим Шамбером подписан не был. Подлинная подпись - та, которой он расписался в суде. Поэтому, я заявила ходатайство о назначении почерковедческой экспертизы для установления кем - Шамбером или иным лицом - подписаны указанные документы. Судья на месте, не удаляясь в совещательную комнату, рассмотрел ходатайство и его отклонил, обосновав решение тем, что милиционер подтвердил, что это его подписи и этого достаточно, хотя я заявляла, что Шамбер говорит неправду. Очевидно, что у суда нет желания привлекать к уголовной ответственности лиц сфабриковавших это уголовное дело", - делает выводы адвокат обвиняемого.
Напомним, что процесс по уголовному делу руководителя общественной организации "Ромашка" Османа Болиева возобновился 16 марта, после месячного перерыва, связанного с лечением подсудимого. Защита в лице адвокатов Ахмеда Умаева и Салимат Кадыровой выступила с ходатайством исключить из перечня доказательств вины протокол досмотра Болиева, так как он не был подписан как самими лицами, производившими досмотр, так и Болиевым. Как заявила Салимат Кадырова, "очевидно, что доказательства были получены с нарушением требований закона и не имеют юридической силы. Протокол не подписан - значит, он недействителен". Суд ходатайство защиты отклонил.
16 марта был допрошен свидетель обвинения Арсен Хасаев - оперуполномоченный управления уголовного розыска г. Хасавюрта. Он заявил, что присутствовал при досмотре Болиева, когда в присутствии понятых у того изъяли гранату. Однако на вопрос адвоката Салимат Кадыровой, почему фамилии Хасаева нет в протоколе, он не смог ответить, сказав, что "ничего не помнит".
Ранее, 13 февраля, Осман Болиев был освобожден из-под стражи по ходатайству защиты. Как считает адвокат Сергей Бровченко, под стражей правозащитник содержался незаконно. "Протокол задержания не подписан даже лицом, которое его задерживало и установило, что в его карманах находятся боеприпасы. Показаний он фактически не давал в ходе следствия. Только один раз и ни о чем", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" защитник.
Осман Болиев был задержан 15 ноября 2005 года сотрудниками ГИБДД под предлогом проверки информации о его автомобиле, похожий, по словам сотрудников дорожной инспекции, на числящийся в угоне. Однако по пути в отделение милиции Хасавюрта автомашину Болиева остановили бойцы Мобильного отряда МВД РФ по оперативно-розыскной деятельности (МО МВД РФ ОРД). Сотрудники ГИБДД передали Болиева милиционерам мобильного отряда и уехали. Те, в свою очередь посадили О. Болиева в свою автомашину, надели ему на голову мешок, заковали в наручники и доставили его в отдел внутренних дел Хасавюрта. В милиции правозащитника, по его словам, несколько часов пытали, а затем обыскали и "обнаружили" у него гранату в разобранном виде. Сначала Болиева также пытались обвинить в участии в незаконном вооруженном формировании.
"Осман вооружен только ручкой. Это страшное оружие, которым он дописался до Европейского суда. Уверен, что из-за этого против него и возбудили уголовное дело", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Сергей Бровченко. "Сразу после задержания 15 ноября прошлого года его очень сильно избили, применяли к нему пытки в течение четырех часов. Он терял сознание неоднократно. Избивавшие его сотрудники милиции говорили при этом, что он "неправильно себя ведет". Затем, в двух карманах его куртки нашли запал и корпус от гранаты", - рассказал адвокат.
Адвокат Салимат Кадырова сказала корреспонденту "Кавказского узла", что она обращалась с заявлением в прокуратуру Хасавюрта о возбуждения уголовного дела в отношении сотрудников силовых структур Дагестана, пытавших и избивавших ее подзащитного, но как следует из ответа прокуратуры, в ходе проверки эти факты не нашли своего подтверждения.
По мнению защитников, в материалах обвинения имеется ряд странных обстоятельств. "Во-первых, обыск был проведен не на месте задержания Болиева, а только в здании РОВД. Следуя логике, Болиев, когда ехал вслед за машиной сотрудников ГИБДД, мог легко избавиться от деталей гранаты, но не сделал этого, - говорится в сообщении фонда "Общественный вердикт". - Во-вторых, в документах, представленных в прокуратуру, отсутствовало описание гранаты. В-третьих, в документах, представленных в прокуратуру для возбуждения уголовного дела, отсутствовали опросы понятых, присутствовавших при обыске (материалы опросов были предоставлены только через несколько дней). В-четвертых, в документах, представленных в прокуратуру для возбуждения уголовного дела, отсутствовали материалы административного задержания".
По мнению ряда экспертов, основной причиной задержания и обвинения Болиева стала его профессиональная деятельность. Общественная организация "Ромашка", которую возглавляет Болиев, является инициатором громкого судебного процесса по делу о похищении в Дагестане 19 октября 2004 года сотрудниками Хасавюртовского ГОВД местного жителя Яралы Исраилова. Болиев, вместе с комиссаром Международной комиссии юристов, юридическим экспертом Центра содействия международной защите Кариной Москаленко, составил и направил жалобу в Европейский суд по правам человека. Решением суда жалоба признана приемлемой. Кроме того, Болиевым был предан огласке факт убийства 6-летней девочки Абдурашитовой Суммаи сотрудниками правоохранительных органов Дагестана во время спецоперации по задержанию подозреваемых в совершении преступлений. Она погибла прямо в постели 14 марта 2005 года в селении Солнечное Хасавюртовского района от осколка крупнокалиберного снаряда. Как сообщалось, жалоба по этому делу также была подана в Европейский суд.
Правозащитный центр "Мемориал" заявил 16 марта, что "уголовное преследование Османа Болиева имеет отчетливо выраженные политические мотивы".