В суде Правобережного района продолжаются предварительные слушания по уголовному делу в отношении троих сотрудников ОВД Беслана, обвиняющихся в халатности, приведшей к захвату заложников в Беслане. На скамье подсудимых начальник отдела Мирослав Айдаров и двое его заместителей Таймураз Муртазов и Гурам Дряев. В частности, им вменяется в вину тот факт, что груженная машина с боевиками смогла проехать через границу и оказаться у первой школы.
Как стало известно, подсудимые и часть потерпевших обратились к суду с ходатайством приобщить к материалам уголовного дела милиционеров результаты комплексной ситуационной экспертизы, которая рассматривала действия членов штаба. Однако, ситуационная экспертиза, проводившаяся в рамках основного дела о теракте, не рассматривала действия троих сотрудников ОВД Беслана. Сейчас судья Правобережного суда Виталий Бесолов, рассматривающий дело милиционеров, обсуждает ходатайство о приобщении выводов экспертизы, решение о котором будет принято завтра. Если суд откажет в приобщении, не исключено, что защита подсудимых поставит вопрос о назначении новой ситуационной экспертизы, перед которой будет поставлен вопрос о правомерности действий Айдарова и его заместителей до теракта и после. Однако, как подчеркнул источник «Кавказского узла», эта инициатива адвокатов на длительное время приостановит судебный процесс.
Между тем, комитет «Матери Беслана» заявил ходатайство на имя замгенпрокруора Николая Шепеля, в котором потерпевшие требуют признать недействительными результаты комплексной ситуационной экспертизы, которая должна была дать оценку работе членов штаба. Напомним, эксперты признали действия силовиков правомерными и адекватными. Однако, как подчеркивают в комитете «Матери Беслана», экспертиза проводилась с нарушением УПК, а ее выводы противоречат показаниям потерпевших.
«Мы просим, чтобы нам сообщили имена экспертов, которые проводили экспертизу. Но оказалось, что это большая тайна, о которой потерпевшие не должны знать. Кроме того, в соответствии с законом, мы имели право заявить отвод экспертам. Но нас об этом не предупредили, мы и не знаем этих экспертов. Мы недовольны и тем, что экспертиза проводилась на основании показаний нескольких министров и ряда других силовиков, касающихся обстрелов школы из тяжелого оружия. А показания потерпевших, которые противоречат показаниям министров, эксперты не учли», - заявила член комитета матерей Зина Царахова.
Кроме того, члены комитета «Матери Беслана» заявили еще одно новое ходатайство Шепелю, в котором требуют возбуждения уголовных дел и привлечения к ответственности членов оперативного штаба за преступную халатность и некомпетентность, повлекшую за собой тяжкие последствия. В частности, женщины по-прежнему усматривают вину в действиях Александра Дзасохова (экс-президент Северной Осетии), Казбека Дзантивеа (экс-глава МВД), Валерия Андреева (бывший директор УСФБ по республике) и ряда других силовиков. В своем ходатайстве «Матери Беслана» основываются на показаниях ряда свидетелей, в том числе и указанных лиц, полученных в рамках дела Кулаева.
«Мы выслушали много показаний свидетелей и потерпевших в суде по делу Кулаева. На их основании, мы считаем, можно привлечь к ответственности руководителей и членов штаба за халатность», - сказала корреспонденту «Кавказского узла» представитель «Матерей Беслана» Зина Царахова.
Кроме того, потерпевшие опасаются, что расследование трагедии Беслана ограничится судом над террористом Кулаевым, которому в скором времени вынесут приговор. Они настаивают на открытости расследования основного дела о теракте, на которое ссылается прокуратура, возбужденного в отношении боевиков Басаева, Масхадова, Абу-дзейта. В комитете матерей это дело называют «мифическим и виртуальным». Как подчеркивают женщины, никто из потерпевших этого дела не видел, не читал и с его материалами не знакомился.