Вчера, 28 февраля, в Верховном суде Дагестана началось судебное следствие по делу о преступной группе, обвиняемой в убийстве дагестанского министра по национальной политике, информации и внешним связям Загира Арухова и в совершении еще нескольких терактов, передает "Коммерсант".
Первое заседание на процессе состоялось еще 16 февраля. Тогда в закрытом режиме начался отбор присяжных, но большинство из 30 кандидатов заявили самоотвод, поэтому полностью коллегию сформировать не удалось. Вчера участники процесса завершили эту процедуру и приступили к рассмотрению дела по существу.
На скамье подсудимых - четверо. Главный фигурант дела - 21-летний Джамил Кибедов, один из членов диверсионно-террористической группировки "Шариат" Расула Макашарипова, убитого в ходе спецоперации 6 июля прошлого года. Вместе с командиром группировки был убит дядя подсудимого Шамиль Кибедов, а Джамил, получивший серьезное ранение, задержан.
Следствие установило, что Джамил Кибедов работал под началом Макашарипова с конца декабря 2004 года. Сначала он размножал листовки экстремистского содержания и распространял их с помощью своего родственника Исрапила Изиева (он также проходит по делу в качестве подсудимого). Затем совместно с другими членами "Шариата" по поручению Макашарипова готовил теракты против милиционеров. В обвинительном заключении говорится о восьми эпизодах покушений на сотрудников правоохранительных органов. Среди них взрыв в кинологическом центре МВД, подрывы патрульных автомобилей и вахтового автобуса конвойной службы милиции, уничтожение прокуратуры Ленинского района Махачкалы. А 9 мая прошлого года террористы планировали на трассе Каспийск-Махачкала взорвать автобус с военными музыкантами, которые направлялись на празднование Дня Победы в Махачкалу. По версии следствия, Кибедов закупил компоненты для бомбы, причем взрывателем должна была служить автосигнализация "Томагавк", которую его дядя заказал в Москве у знакомой. Нажать кнопку на пульте дистанционного управления поручили Мураду Лахиялову (он был убит в ходе спецоперации в Махачкале в ноябре прошлого года). К счастью, бомба не сработала.
В мае 2005 года Макашарипов разработал план убийства министра Дагестана Загира Арухова. Как передавал "Кавказский узел", в своих заявлениях группировка Макашарипова упоминала, что Арухов был убит "за его непримиримую позицию и идеологическую борьбу против экстремистов, которые вели пропаганду среди населения идей терроризма, уничтожения властных структур и установления шариатской власти в республике", говорится в обвинительном заключении. Джамил Кибедов снова приобрел компоненты для взрывного устройства. Взрывчатую смесь из аммиачной селитры и алюминиевой пудры поместили в донную часть кислородного баллона, туда же добавили куски арматуры, болты и гайки для усиления поражающего эффекта. Сотовый телефон, соединенный с детонатором, должен был привести устройство в действие.
Целую неделю Кибедов с сообщниками вели наблюдение за министром Аруховым, изучили маршрут его движения между домом и работой. 20 мая террорист Лахиялов и трое его сообщников установили бомбу в подъезде многоквартирного дома напротив Советского РОВД Махачкалы, где жил министр. Когда Загир Арухов и его охранник Шериф Минафов вошли в подъезд, исполнитель Лахиялов, ждавший их, позвонил на "взрывной" телефон. В результате взрыва господа Арухов и Минафов погибли. Четверо подростков, игравших во дворе, получили ранения. Лестничный пролет дома обрушился до третьего этажа.
После того как гособвинитель Саид Межидов огласил заключение, суд определил порядок предъявления доказательств. Сначала должны были быть допрошены потерпевшие и свидетели обвинения по мере их явки, затем оглашены письменные материалы дела. Джамил Кибедов, однако, пожелал дать показания до оглашения письменных материалов.
Суд уже допросил четырех потерпевших, в том числе Максуда Муртазаева, у которого в результате покушения на Загира Арухова в мае 2005 года пострадал восьмилетний внук.
"Обвинитель говорит, что здоровью моего внука причинен вред средней тяжести,- сказал потерпевший Муртазаев.- Но я бы не назвал его средним. Мальчику сделали уже три операции, две здесь и одну в Москве, и у него до сих пор не работает правая рука".