27 февраля 2006 года в Верховном суде Республики Ингушетия состоялось последнее заседания суда присяжных по делу Муслима Лечиевича Гуцериева, 1982 г.р., жителя Чеченской Республики, обвинявшегося по статье 209 УК РФ ("бандитизм"). Заслушав последнее слово подсудимого, присяжные удалились на совещание, после чего вынесли свой вердикт: оправдать Муслима Гуцериева за отсутствием доказательств его вины. Гуцериев был отпущен на свободу из зала суда.
В деле Гуцериева необычен не только финал, - полное оправдание и освобождение в зале суда, - но и предшествовавшие события. Ниже мы излагаем их, опираясь, кроме прочего, на заявление самого Муслима Гуцериева, переданное сотрудниками ПЦ "Мемориал" в г. Назрань 21 февраля 2006 года.
Муслим Гуцериев был похищен 28 июня 2004 года из дома своей бабушки по материнской линии в с. Галашки (Сунженский район Ингушетии). В дом ворвались вооруженные люди в камуфляжной форме в масках, предположительно, сотрудники неустановленной силовой структуры. В тот момент у него не было при себе паспорта, поскольку мать отвезла его в Грозный для обмена. Гуцериеву надели на голову пакет, посадили в одну из машин и под предлогом установления личности увезли с собой. Пакет с головы Гуцериева сняли только после того, как прибыли на место и завели в подвальное помещение без окон, где приковали наручниками к батарее. После этого стали жестоко избивать. Через некоторое время Муслиму снова надели на голову пакет, вывели на улицу, посадили в вертолет и перевезли в другое место. На этот раз его поместили в яму глубиной около трех метров. Периодически Гуцериева поднимали из ямы на поверхность и жестоко избивали, пытали током до потери сознания. Его обвиняли в пособничестве боевикам (он якобы снабжал их продовольствием). Однажды, когда Гуцериева собирались вытащить из ямы для очередного допроса, он отказался. Похитители стали забрасывать его камнями до тех пор, пока он не потерял сознание. Затем вытащили на поверхность и снова стали пытать. В тот день среди "силовиков" была женщина. Пытки и допросы продолжались в течение полугода. 22 декабря 2004 года Гуцериева без верхней одежды в домашних тапочках отвезли в лес и отпустили, строго предупредив, чтобы он никому не рассказывал, где находился, и что с ним делали.
Муслим долго бродил по лесу, пока не вышел к какому-то населенному пункту. У первого встречного он узнал, что это с. Комгарон Пригородного района Республики Северная Осетии-Алания. Этот человек, местный житель, отвел Муслима в дом своих родственников, где ему дали одежду и накормили, а утром сообщили о нем в милицию.
Гуцериев рассказал милиционерам о том, что с ним произошло. Ему не поверили и передали в РУБОП РСО-А. Там Гуцериева снова стали допрашивать и избивать, заставляли подписать признательные показания, обвиняя в соучастии в захвате заложников в Беслане. Затем следователи стали требовать от него признаться в нападении на силовые структуры Ингушетии в июне 2004 года. Несмотря на жестокие пытки и избиения Гуцериев, отказывался подписывать признательные показания. Но когда на допрос пришли два сотрудника ФСБ и пригрозили Муслиму расправой над его близкими, - что убьют родителей и изнасилуют его десятилетнюю сестру, - он согласился.
Все это время родные М. Гуцериева считали его погибшим, и не имели никакой информации о его судьбе.
В декабре 2005 года дело Муслима Гуцериева было передано в суд. Ему было предъявлено обвинение по ст. 209 ("Бандитизм") УК РФ. Согласно обвинительному заключению, Гуцериев был задержан 6 января 2005 года в Грозном в своем доме, что не соответствует действительности. Однако, несмотря на представленные доказательства и показания свидетелей стороны защиты, суд не принимал их к рассмотрению.
В своем заявлении от 21 февраля Гуцериев просил сотрудников "Мемориала" принять участие в оставшихся судебных заседаниях суда присяжных и оказать содействие в контроле за справедливым ведением судебного процесса и защите его прав. На последующих заседаниях суда присутствовали наблюдатели от ПЦ "Мемориал". Как уже сказано выше, 27 февраля 2006 года присяжные оправдали Муслима Гуцериева за отсутствием доказательств его вины, и он был освобожден в зале суда, говорится в сообщении, поступившем в редакцию "Кавказского узла".