67% российских милиционеров относятся к приезжим из республик Северного Кавказа и Закавказья с подозрением, опасением и раздражением. Такие результаты получены в ходе социологического опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады среди сотрудников органов внутренних 41 города России. Данные исследования были обнародованы сегодня на пресс-конференции в Фонде «Общественный вердикт», по заказу которого проводился опрос.
Согласно данным социологов, с подозрением к приезжим с Кавказа относятся 40,4% опрошенных милиционеров, 14,2 - с опасениями, 12,3% - с раздражением. С уважением к ним относятся только 1,7% сотрудников правоохранительных органов. Еще 16,9% - доброжелательно. 6,5% респондентов — «с интересом». Не смогли определиться с чувствами к выходцам с Юга 5,7% участников опроса. 2,4% отвечать отказались. Опрос проводится в больших и малых городах всех федеральных округов России, включая Южный, но милиционеры национальных республик Северного Кавказа в опросе участия не принимали.
«Большой процент негативно относящихся к мигрантам с Кавказа сотрудников милиции связан с тем, что им приходится непосредственно иметь дело с этими людьми, в частности в связи с нелегальной миграцией, - сказал отвечая на вопрос корреспондента «Кавказского узла» Юрий Левада, директор Аналитического центра Ю. Левады.
«Население имеет высокую степень раздраженности к приезжим, а статистика подбрасывает им не совсем сравнимые вещи. Я на днях слышал, что половина московских преступлений совершается приезжими. Это связано с тем, что приезжие не включены в местную жизнь, не устроены, разозлены, имеют всякие проблемы. И у милиционеров, которым приходится своими руками, кулаками пытаться справится с проблемами для них неразрешимыми (потому, что они не на милицейском уровне должны решаться), начинают работать не самые лучшие, не самые терпимые стороны нашего общественного сознания», - считает известный социолог.
«В работе милиции и в сознании людей, которые с ней связаны, как бы концентрируется и раздражение, и привычка к обвинениям, и попытки применять силу. Много попыток свалить на мигрантов все, что угодно. И не только милиция это подогревает. Я думаю, что власть наша, большая часть СМИ - тоже в этом замешаны», - делает выводы Юрий Левада.
«Тут две вещи еще важно учитывать, - дополнил заведующий отделом социально-политических исследований Аналитического центра Ю. Левады Лев Гудков, - Конечно, этнический подбор в правоохранительных структурах явно не обладает разнообразием. В них работают по преимуществу русские. Во-вторых, карьеру в милиции, также как и службу в армии, выбирают наиболее ущемленные слои населения. Участковые, сотрудники патрульно-постовой службы - обычно люди из малых городов, из села, с невысоким уровнем образования, для которых другие каналы закрыты. И эти выходцы из социальной периферии — хранители всех этнических предрассудков. Там в большей мере представлены все негативные установки по отношению к людям других национальностей. Они усиливают общую ксенофобию именно в силовых структурах, поскольку ощущают себя, во-первых - в праве, во-вторых, обладают силой для этого: в большей степени развращены возможностью насилия, чем население в целом».