На суде по делу о захвате школы в Беслане в качестве свидетеля выступил заместитель экс-главы МВД Северной Осетии Владимир Попов, отвечающий за охрану административных границ.
Владимир Попов на момент совершения теракта в Беслане являлся заместителем бывшего министра Казбека Дзантиева. В его обязанности входила организационная деятельность по обеспечению охраны населенных пунктов, находящихся в зоне административной границы. Протяженность административной границы республики составляет 657 километров, из них 212 – граница с Ингушетией. На вопрос обвинения, какие действия предпринимались после Назрановских событий, свидетель ответил, что административная граница была усилена, а в горно-лесистой местности проводились поисковые работы, с целью пресечения возможных путей проникновения боевиков. На эти места были выставлены дополнительные наряды.
Попов признал, что ему было известно о том, что по дороге, где проехали боевики, незаконно провозили нефть. Однако, по его словам, эти объездные дороги периодически перекапывались, а потом неизвестными людьми разравнивались. Свидетель подчеркнул, что постоянно приводить в негодность эти дороги невозможно.
«Мне было известно, что необходимы средства для рытья траншей на этой дороге. Называлась сумма в 700 тысяч рублей. Но мое подразделение не имело таких финансовых средств. Мы неоднократно доводили это до вышестоящего руководства, но средства так и не получили».
Свидетель подчеркнул, что неоднократно доводил до руководства ЮФО письменные документы, в которых говорится о недостатке сил и средств для обеспечения охраны административной границы. Однако ответа от руководства не последовало. На вопрос Сусанны Дудиевой, кому было выгодно оставлять границу без охраны и в чем причина беспрепятственно проезда боевиков, Попов ответил молчанием.
Замминистра признал, что считает себя виновным в том, что боевики беспрепятственно проехали через административную границу. «Я считаю себя виновным в недостаточном контроле. Это с точки зрения своих должностных инструкций. Но с точки зрения морали тоже считаю себя виновным».
Потерпевшие, находившие в зале суда, обвинили Попова в преступной халатности и в присутствии прокуроров потребовали возбудить в его отношении уголовное дело.
«Вы молчите, потому вам стыдно. После вашего выступления в суде, вы должны нести ответственность. Ваше бездействие и преступная халатность повлекли такие трагические последствия. Вы должны разделить ответственность с сотрудниками ОВД Беслана», - заявила потерпевшая Царахова.
После теракта в Беслане Владимир Попов подавал рапорт об отставке, однако российское руководство рапорт отклонило. Замминистра ограничился строгим выговором. Три месяца назад он снова подал рапорт об отставке, но ответа пока нет. По словам свидетеля, после трагедии более двадцати сотрудников МВД, которые должны были находиться в зоне административной границы, получили дисциплинарные взыскания, некоторые были уволены из милиции.