В ходе операции по освобождению заложников в Беслане большого количества жертв можно было избежать. Как сообщает Радио «Свобода», такое мнение впервые высказал член парламентской комиссии по расследованию событий в Беслане Юрий Иванов.
По его словам, ответственность за масштабы трагедии должна лежать на федеральных властях.
В конце декабря глава парламентской комиссии Александр Торшин обнародовал предварительные итоги работы комиссии, которые, по данным наблюдателей, были и без того очевидны.
По словам Торшина, федеральная парламентская комиссия полностью исключает вероятность того, что снайпер мог убить террориста, державшего руку на кнопке, замыкавшей взрывное устройство в спортзале школы. Кроме того, сказал Торшин, по имеющейся у комиссии информации, танки вели прицельный огонь по захваченной террористами школе, когда там уже не было заложников. Также комиссия сделала вывод, что использование спецподразделениями ФСБ огнеметов не могло стать причиной пожара в школе.
"Главный недостаток доклада комиссии Торшина - это уход от оценок действий федеральных органов власти входе трагедии Беслане - именно это самое важное в его "промежуточности". При этом полномочий у федеральной комиссии было намного больше, чем у нашей, республиканской. При этом что-то я нашел кое-что из нашего доклада, а кое-что не нашел. Посмотрим, что будет в основном докладе, - заявил ранее корреспонденту "Кавказского узла" вице-спикер парламента Северной Осетии-Алании Станислав Кесаев. - В принципе они должны были больше заниматься деятельностью федеральных структур, но говорят, что для основного доклада необходимо дождаться пожаро-технической, взрыво-технической экспертиз. Что же - я желаю им удачи".
При этом Кесаев удивлен, что в докладе комиссии Торшина, говорится только о "вине МВД Ингушетии и Северной Осетии". "Это факт не подлежащий сомнению. Но республиканские МВД - это структуры МВД Российской Федерации. И если в этой системе есть ротозеи, то относится надо к этому с должным вниманием именно со стороны федеральных структур, - подчеркнул Кесаев. - То есть ничего нового этот доклад не открыл для нас. Мы с нетерпением ждем оценки федеральной комиссии деятельности федеральных органов".
"Я пока не видел полного текста заключения экспертов, но заместитель Генпрокурора Николай Шепель уже сказал, что по заключению экспертов оперативный штаб действовал совершенно разумно и правомерно. Но даже из той скользкой фразеологии Торшина о том, что республиканская антитеррористическая комиссия фактически приняла на себя полномочия оперативного штаба. Однако у нас есть документальные подтверждения того, что оперативный штаб был создан 1 сентября При этом в этот оперативный штаб не входили члены республиканской антитеррористической комиссии, - говорит Кесаев. - При этом если говориться, что этот оперативный штаб действовал так успешно, то откуда такое количество жертв?".
"Когда мне пытаются объяснить, 331 убитый это по израильским меркам достаточно прилично, то я хочу их адресовать на жительство в Израиль, а если кто останется в России, то они должны помнить конституционную запись российского государства о том, что "человек, его права и свободы - являются высшей ценностью", - продолжает Станислав Кесаев. - И если такие же эксперты делали оценку деятельности оперативного штаба, то у меня это, кроме недоумения ничего не вызывает".
Станислав Кесаев также опроверг заявления о том, что доклад республиканской комиссии был "причесанным". "Я готов ответить за каждой позиции нашего доклада. В нем, кстати, говорится, что оцениваем действия МВД, ФСБ, МЧС, как неудовлетворительные и если это "причесанность", то я этих критиков поздравляю, - говорит Кесаев. - Мы пишем о том, что деятельность оперативного штаба позволяет о том, что они не справились с задачами, которые определяются законом о борьбе с терроризмом, они просто провалились".