Станислав Кесаев
"Главный недостаток доклада комиссии Торшина - это уход от оценок действий федеральных органов власти входе трагедии Беслане - именно это самое важное в его "промежуточности". При этом полномочий у федеральной комиссии было намного больше, чем у нашей, республиканской. При этом что-то я нашел кое-что из нашего доклада, а кое-что не нашел. Посмотрим, что будет в основном докладе, - заявил сегодня корреспонденту "Кавказского узла" вице-спикер парламента Северной Осетии-Алании Станислав Кесаев. - В принципе они должны были больше заниматься деятельностью федеральных структур, но говорят, что для основного доклада необходимо дождаться пожаро-технической, взрыво-технической экспертиз. Что же - я желаю им удачи".
При этом Кесаев удивлен, что в докладе комиссии Торшина, говорится только о "вине МВД Ингушетии и Северной Осетии". "Это факт не подлежащий сомнению. Но республиканские МВД - это структуры МВД Российской Федерации. И если в этой системе есть ротозеи, то относится надо к этому с должным вниманием именно со стороны федеральных структур, - подчеркнул Кесаев. - То есть ничего нового этот доклад не открыл для нас. Мы с нетерпением ждем оценки федеральной комиссии деятельности федеральных органов".
Напомним, что 28 декабря председатель парламентской комиссии по расследованию событий в Беслане Александр Торшин выступил на совместном заседании членов Совета Федерации и депутатов Госдумы с докладом о предварительных итогах работы специальной парламентской комиссии по расследованию обстоятельств теракта в Беслане.
Материалов, собранных парламентской комиссией по расследованию причин и обстоятельств теракта в Беслане недостаточно, чтобы непредвзято судить об этом беспрецедентном по своим масштабам теракте, заявил Александр Торшин.
По его словам, до сих пор не опознаны 8 террористов, уничтоженных в Беслане в начале сентября 2004 года. Для опознания оставшихся 8 участников теракта проводится экспертиза, в том числе в Саудовскую Аравию направлены запросы по установлению личности двух бандитов по ДНК.
Перед оглашением доклада заместитель председателя комиссии депутат Госдумы Валерий Дятленко отметил, что собравшимся будет представлен не итоговый доклад комиссии, а "информация по состоянию на 28 декабря".
Валерий Дятленко сказал, что работа комиссии будет продолжена, и еще предстоит получить результаты 3 экспертиз, причем результаты двух могут быть получены в начале 2006 года, передает РИА "Новости".
"Комиссия работала в сложных условиях. Трудности в работе комиссии создавали, прежде всего, противоречивые показания пострадавших, некоторые из них меняли их неоднократно", - отметил Дятленко.
Одной из экспертиз, на которые сослался Дятленко, было "Заключение комплексной криминалистической (ситуационной) экспертизы по действия оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией 1-3 сентября 2004 г. в городе Беслане". Этот документ был подписан экспертами 23 декабря 2005года. Именно в нем оценивалась деятельность федерального штаба по освобождению заложников. В "Заключении", в частности говориться: "Подводя итог ответам на поставленные перед комиссией экспертов вопросы, с учетом анализа действий всех привлеченных подразделений различных правоохранительных и других специальных сил, эксперты приходят к следующим выводам:
1. Руководство оперативного штаба и подразделения МВД, ВВ МВД, ЦСН ФСБ, Министерства ГО и ЧС (МЧС) РФ, выполняя стоящие во время проведении спецоперации задачи по освобождению заложников, руководствовались как федеральными законами, так и специальными должностными приказами и указаниями, принятыми на основе федерального законодательства, с учетом характера развития событий, имевших место 1-3 сентября 2004 г.
2.Обеспеченность подразделений личным составом, боевыми, техническими и организационными средствами соответствовала установленным нормам и отвечала достаточности необходимой для выполнения ставившихся перед ними задач.
3. Экспертная комиссия не усматривает в действиях руководства оперативного штаба и подразделений МВД, ВВ МВД, ЦСН ФСБ, Министерства ГО и ЧС (МЧС) РФ нарушений, которые имели бы причинную связь с наступившими вредными последствиями, возникшими в результате террористического акта в г. Беслане 1-3 сентября 2004 г.
4. Комиссия экспертов на основании исследования материалов уголовного дела высказывает мнение, что существующая система противодействия совершению террористических актов, в настоящее время не позволяет в полной мере обеспечить защиту населения и территорий от террористических посягательств. Это выражается в неспособности своевременно выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма на территории страны.
"Я пока не видел полного текста заключения экспертов, но заместитель Генпрокурора Николай Шепель уже сказал, что по заключению экспертов оперативный штаб действовал совершенно разумно и правомерно. Но даже из той скользкой фразеологии Торшина о том, что республиканская антитеррористическая комиссия фактически приняла на себя полномочия оперативного штаба. Однако у нас есть документальные подтверждения того, что оперативный штаб был создан 1 сентября При этом в этот оперативный штаб не входили члены республиканской антитеррористической комиссии, - говорит Кесаев. - При этом если говориться, что этот оперативный штаб действовал так успешно, то откуда такое количество жертв?".
"Когда мне пытаются объяснить, 331 убитый это по израильским меркам достаточно прилично, то я хочу их адресовать на жительство в Израиль, а если кто останется в России, то они должны помнить конституционную запись российского государства о том, что "человек, его права и свободы - являются высшей ценностью", - продолжает Станислав Кесаев. - И если такие же эксперты делали оценку деятельности оперативного штаба, то у меня это, кроме недоумения ничего не вызывает".
Станислав Кесаев также опроверг заявления о том, что доклад республиканской комиссии был "причесанным". "Я готов ответить за каждой позиции нашего доклада. В нем, кстати, говорится, что оцениваем действия МВД, ФСБ, МЧС, как неудовлетворительные и если это "причесанность", то я этих критиков поздравляю, - говорит Кесаев. - Мы пишем о том, что деятельность оперативного штаба позволяет о том, что они не справились с задачами, которые определяются законом о борьбе с терроризмом, они просто провалились".