"При подаче искового заявления о компенсации заработной платы за период в течение которого российские моряки из Краснодарского края находились в тюрьме могут возникнуть определенные сложности. Они связаны с определением подсудности данного иска, так как международных механизмов, которые бы позволяли непосредственно России вступиться со своей стороны за моряков в плане компенсации оплаты труда нет, - заявил корреспонденту "Кавказского узла" специалист по международному праву Александр Гребельский. - Морякам придется подавать иск самостоятельно".
Напомним, что сегодня российские моряки, вернувшиеся на Родину из Нигерии, заявили, что, возможно, они будут подавать иски против компании, которая наняла их на работу и Нигерии, которая, по мнению моряков, незаконно удерживала их в тюрьме. "Конечно, там они подписали документ о том, что претензий не имеют, но в нигерийской тюрьме можно подписать все что угодно. Претензии есть. Два года и два месяца моряки находились в тюрьме, по моему мнению, незаконно. Но этим вопросом должны заняться юристы", - сказал содействующий освобождению моряков посол доброй воли ЮНЕСКО Ара Абрамян Абрамян. Кроме того, морякам им не выплачена работодателем зарплата. Ответственность за погашение крупной задолженности несет греческая компания "Азора-сервис". Именно ей принадлежит танкер "Африкэн прайд", команда которого была арестована нигерийцами за контрабанду нефти.
По словам Гребельского, необходимо "отталкиваться от конкретного контракта, которые моряки подписали с греческим арендатором танкера". "Есть общее правило, которое установлено международной конвенцией от 1952 года, касающееся унификации правил ареста судов. Так вот согласно правилу, требование заработной платы относится в данном случае к не обычным гражданским правовым отношениям, а именно к отношениям в области морского права, к так называемому морскому требованию, - рассказал адвокат Александр Гребельский. - Об этом говорится в кодексе торгового мореплавания России. Как правило, такое требование компетентно рассматривают суды той страны, где находится сейчас или в чьем реестре оно зарегистрировано".
"В данной ситуации для обеспечения подобного иска о выплате заработной платы можно наложить арест на судно и рассматривать требования о компенсации будет та страна, которая наложила арест, очевидно та, в которой судно будет находится на момент ареста, - пояснил Гребельский. - Либо, если контракт моряков регулирует специальные моменты подсудности, то они будут проистекать из контракта, либо по общему правилу. Если ответчик зарегистрирован в Греции, то будет отвечать за это в греческом суде по процессуальным правилам Греции. И там морякам придется проходить все инстанции, что бы доказать обоснованность своих претензий".
По словам Гребельского, у моряков будет много сложностей с получением компенсации. "Как правило, сроки исковой давности по трудовым спорам очень маленькие, они не растягиваются на два года. В России, например, они три месяца. Но высшие судебные органы могут регламентировать продление этих сроков. Если в Греции эти правила не действуют, то шансов выиграть это дело у моряков нет, - пояснил Александр Гребельский. - Если Греция откажет морякам в выплате компенсации со стороны фирмы, то спор можно будет решать в Европейском суде по правам человека. Но уже не в отношении конкретной фирмы, а в отношении Греции".
"По моему мнению, тут уместно наряду с требованием о выплате заработной платы предъявить требования о компенсации морального и физического вреда здоровью, не к Нигерии, а именно к греческой компании, благодаря которой моряки из Краснодарского края оказались в такой ситуации, - говорит Гребельский. - Никаких законных оснований для компенсации того, что моряки два с лишним года просидели в тюрьме не существует. В принципе, нигерийские власти использовали уголовно-процессуальные меры, которые действуют в их стране. Поэтому иск к Нигерии будет необоснованным и ничем не закончится".