Миграционная Служба республики, а также представители чеченских неправительственных организаций, работающих в Ингушетии, не располагают данными о возвращении в республику беженцев из Чечни.
Накануне, 11 ноября, глава Миграционной службы Ингушетии опроверг сообщения о том, что группы чеченских беженцев, недовольные условиями жизни в Чечне, возвращаются в Ингушетию. "Ни одного официального обращения в миграционную службу Ингушетии от вынужденных переселенцев из Чечни, которые якобы снова потянулись в Ингушетию, не поступало", - сказал в интервью ИА "Интерфакс" Ахмед Парчиев. Он также опроверг слухи о том, что в местах проживания вынужденных переселенцев из Чечни якобы отключают газ и свет.
Вместе с тем, как утверждают правозащитники, отдельные случаи возвращения беженцев в Ингушетию имеются, однако они не носят массовый характер. По их словам, миграция беженцев из Ингушетии в Чечню и обратно происходит постоянно, и этот процесс напрямую связан с изменениями в общественно-политической ситуации в Чеченской Республике.
"Когда становится более-менее спокойно, люди стараются вернуться домой, а в случае обострения ситуации на родине, беженцы вновь устремляются в Ингушетию. Как правило, такие семьи останавливаются у своих родственников и знакомых, и в миграционных списках не фигурируют. Тем более, что, начиная с апреля 2001 года, негласным распоряжением из Москвы вновь прибывающих в Ингушетию беженцев не регистрируют", - заявил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" Председатель регионального общественного движения "Чеченский Комитет национального спасения" Руслан Бадалов.
Правозащитник также подтвердил тот факт, что на территории МТФ в Карабулаке действительно проживают около 300 чеченских беженцев, из которых только шесть семей официально состоят на учете в Миграционной службе РИ. Остальные вынуждены платить за свое проживание самостоятельно, оплачивая свет, газ и воду. "В основном это люди, которые два года назад в надежде получить компенсацию за потерянное в Чечне жилье, снялись с учета, но в последний момент передумали и решили остаться в Ингушетии. Тем не менее, в списках получателей гуманитарной помощи их так и не восстановили, компенсации не выплатили, жилье в Чечне не предоставили. Вот уже второй год эти люди вынуждены жить в крайне тяжелых условиях, самостоятельно оплачивая расходы на электроэнергию, газ и воду", - отметил Бадалов.
Как говорят сами жители ПВР, основной причиной, по которой они не хотят возвращаться в Чечню, по-прежнему остается отсутствие на родине гарантий безопасности. (Большая часть обитателей городка являются жителями Веденского района Чечни). "Мы хотим домой и с удовольствием сделали бы это, если бы не боялись за своих детей. Моим сыновьям сейчас по15-20 лет, а это как раз тот возраст, когда молодые люди в Чечне подвергаются задержаниям", - говорит жительница райцентра Ведено Марем Н.
По различным данным, на сегодняшний день в Ингушетии проживает от 22 до 30 тысяч внутриперемещенных лиц из Чечни. Часть из них размещается в частном секторе, остальные - во временных поселениях.