Общественная организация «Голос Беслана» обратилась к главе Северной Осетии, уполномоченному по правам человека, членам Общественной палаты с просьбой дать оценку поведению спикера парламента Северной Осетии Хабицевой Ларисы. Об этом сообщает Центр общественной информации со ссылкой на «Голос Беслана».
«29 ноября 2005 года в парламента Северной Осетии прозвучал доклад вице-спикера парламента, плавы республиканской комиссии по расследованию обстоятельств бесланского теракта Кесаева Станислава... Нам было предложено задать любые вопросы по теме доклада, что мы и сделали. В процессе обсуждения доклада спикер парламента РСО-Алания Хабицева Лариса публично оскорбила нас – Эллу Кесаеву (в заложниках оказалась единственная дочь, в теракте погибли двое племянников, муж сестры), Эмму Бетрозову (в теракте погибли вся семья – двое сыновей и муж), Светлану Хуцистову (в теракте погиб единственный сын), Руслана Тебиева (в заложниках оказалась вся семья – 8 человек, в том числе малолетние внучки, погибли супруга и зять), Хамицеву Альму (погибла сестра), Тигиеву Нонну (погиб сын) – Хабицева упрекнула в политической ангажированности», – говорится в обращении.
«Весь мир вам помогал, а вы еще имеете совесть что-то требовать», – сказала Хабицева. Она обвинила нас в связи с Ходорковским, «который разграбил всю Россию», а также в том, что за жителями Беслана стоит Комитет-2008. Между тем, эта организация на данный момент уже несколько месяцев как не существует, и мы никогда не получали помощь от этого комитета. Хабицева заявила, что мы из потерпевших становимся политиками», – утверждается в обращении.
«Мы много вытерпели за этот год – и наезды Генеральной прокуратуры, и циничный суд над Нурпаши Кулаевым. Но ни один прокурор и чиновник не позволил себе публично оскорблять нас», – говорят пострадавшие от теракта. Они требуют от комиссии парламента республики по этике осудить слова депутата, а от Лукина – заявить о недопустимости таких выражений.
Итоговый доклад республиканской парламентской комиссии по выяснению причин и обстоятельств теракта в Беслане, озвученный ранее на заседании парламента Северной Осетии, был "максимально сглажен и приведен в соответствие с прокурорской версией", считают потерпевшие, сообщил ранее корреспондент "Кавказского узла".
Как заявляют потерпевшие, здесь не обошлось без давления со стороны прокуратуры, в частности замгенпрокурора Владимира Колесникова и возбужденных им уголовных дел по факту хищения бюджетных средств в футбольном клубе "Алания", а также расследований фактов коррупции в некоторых министерствах Северной Осетии. "Сглаженный доклад" Кесаева, как отмечают в неофициальных источниках, был достигнут путем компромисса с прокуратурой.
"Станислав Кесаев заявил свою позицию. Он дал оценку власти, но, тем не менее, конкретных подтвержденных фактов, о которых хотели услышать, мы в докладе не нашли. Да, Кесаев покритиковал систему. Но мы понимаем, что доклад комиссии - это общественный документ, и он не имеет правовой силы и ценности", - сказала представитель комитета "Матери Беслана" Аннета Гадиева. Она предположила, что "определенное давление на комиссию оказывалось, поэтому у Кесаева не было возможностей сказать что-то важное".
Между тем более жестко по результатам доклада выступил комитет "Голос Беслана", в частности его лидер Элла Кесаева. Она заявила, что доклад не ответил ни на один вопрос, который интересовал потерпевших, которые ожидали от доклада, что он назовет хотя бы несколько имен виновных. "Этого не произошло. Скоро получится так, что во всем были виноваты мы", - заявила Кесаева, добавив, что доклад "был сглажен", в чем она усматривается участие прокуратуры.
В парламенте Северной Осетии возможность давления прокуратуры на Кесаева категорически отрицают. Как заявили "Кавказскому узлу" в информационно-аналитическом центре парламента, депутаты провели расследование в рамках своих полномочий и в рамках Конституции Северной Осетии. Поэтому не стоило ожидать, что парламент будет называть виновных в теракте, так как это не грамотно с точки зрения права, и вину человека может определить только суд.
"В обществе, где есть свобода слова, каждый имеет право на эту свободу. Ровно как это право есть и у депутатов. Парламент - это общественно-политический орган, а не силовая структура. Республиканская комиссия не была полномочна называть виновных, как и федеральная комиссия. Такое право в нашей стране имеет только суд. Доклад комиссии был представлен на суд депутатов, и это внутреннее дело Парламента республики", - сказала председатель информационно-аналитического центра парламента Фатима Хабалова. Она подчеркнула, что законодательному органу республики более, чем кому-либо, хотелось, чтобы виновные были наказаны, но не стоило ожидать, что после обнародования доклада "полетят чьи-то головы".
Комментируя версию о давлении на комиссию со стороны прокуратуры и лично Колесникова, Фатима Хабалова заявила, что у прокуратуры есть масса других способов давления, но применяются они по-другому: "У прокуратуры есть масса других способов давления, но они используют их в латентном режиме, а не выносят на экраны и страницы СМИ, как это произошло сейчас. И прокуратура может оказать такое давление, что мало не покажется. Но в данном случае это не есть давление. Я не знаю такого Кесаева, который бы испугался прокуратуры. Ровно как и не знаю такой прокуратуры, а конкретно такого замгенпрокурора Колесникова, который бы не нашел иных способов", - заявила Фатима Хабалова.
Напомним, отколовшийся от комитета "Матери Беслана", "Голос Беслана", лидером которого является Элла Кесаева, после обнародования доклада провел свою пресс-конференцию, где было заявлено, что комитет обратится с просьбой к властям США оказать содействие в расследование теракта в Беслане. "Мы особо обращаемся к президенту США и конгрессу США. Нам известно, что ваша страна располагает съемками бесланской школы, сделанными со спутников 1, 2 и 3 сентября 2004 года. Мы просим рассекретить и предоставить эти съемки жителям Беслана для предъявления в судебном процессе по обвинению в терроризме Нурпаши Кулаева", - говорится в обращении, которое зачитала Элла Кесаева.
В парламенте Северной Осетии выразили "большое сомнение", что люди, составляющие комитет "Голос Беслана", самостоятельно дошли до принятия такого решения. "Я читала это заявление, и могу сказать, что оно шито белыми нитками. Боюсь, что за этим комитетом стоят определенные личности. Думаю, если бы на дворе был 2009 год, и выборы президента прошли, таких заявлений бы не было", - подчеркнула Фатима Хабалова, подразумевая связь комитета "Голоса Беслана", а именно его лидера Эллы Кесаевой, с оппозиционным комитетом "Выборы-2008".