Как уже сообщалось, сегодня парламентская комиссия Северной Осетии по расследованию захвата заложников в Беслане в сентябре 2004 г. отчиталась о проделанной работе. Доклад комиссии представлял ее председатель, заместитель спикера парламента Северной Осетии Станислав Кесаев. Заседание проводилось в открытом режиме, были приглашены пострадавшие в бесланском теракте, присутствовала пресса.
Доклад откладывался несколько раз, поэтому многим было интересно, что же будет в нем.
Перед началом слушания доклада, член общественной организации «Матери Беслана» Светлана Хуцистова сказала корреспонденту "Кавказского узла": «Я хотела бы услышать кто виновен в бесланской трагедии. Хотя я уже ни на что не надеюсь. В том, что террористы прошли, виновны МВД и ФСБ, а уже после того, когда шла речь о переговорах, вина лежит на самом главном виновнике, который сидит очень высоко. В нашей стране все подчиняется ему».
Во вступительном слове Станислав Кесаев сразу сделал оговорку: «Вокруг нашей комиссии было создано напряжение, почему то некоторые стали говорить о том, что якобы мы проводим какое-то независимое, негосударственное расследование, но ведь мы государственный орган и в соответствии с законом мы и создали эту комиссию. Никаких задач перед собой, кроме как выяснение всех обстоятельств случившейся трагедии в Беслане мы перед собой не ставили».
Кесаев сообщил, что доклад не содержит закрытой информации, но подтвердил, что в документе содержится больше вопросов, чем ответов, и эти вопросы касаются штурма школы и решений, которые принимал оперативный штаб. После обнародования доклада комиссия будет распущена, а ее члены договорились, что не будут делать никаких частных объявлений и комментариев относительно проделанной работы.
Станислав Кесаев пообещал передать все документы в распоряжение парламентской комиссии, которую возглавляет Александр Торшин. Ее доклад, по последним данным, ожидается лишь в конце декабря.
Как сказал Кесаев, начиная доклад, "главная цель работы комиссии, созданной 10 сентября прошлого года - это выяснение причин обстоятельств гибели, никаких других задач комиссия перед собой не ставила". Он напомнил, что первоначально комиссия состояла из девяти депутатов, однако четыре из них сложили депутатские полномочия и выбыли из ее состава. В настоящее время комиссия состоит из восьми депутатов парламента, которые присутствовали непосредственно на месте трагедии с 1 по 4 сентября прошлого года, отмечает "Интерфакс".
Глава комиссии сказал: «У депутата нашего парламента Будаева погибла в Беслане дочь и в ее свидетельстве о смерти написано «сгорела заживо». А меня призывают видеть в действиях силовиков больше положительного, чем отрицательного. Мне не позволяет это делать совесть».
По словам Кесаева, последние изменения в доклад были внесены за день до его обнародования. Он сослался на технические трудности из-за чего не было возможности размножить доклад в письменном виде для всех депутатов. Докладчик не читал весь доклад, а изложил его содержание в тезисах, сообщил корреспондент "Кавказского узла".
Кесаев сказал, что подавляющее большинство выводов комиссии основано на аудио, видео материалах и других документах.
"Без сомнения, захват школы в Беслане - это, прежде всего, недоработка правоохранительных органов", - заявил на заседании Станислав Кесаев. "К недоработкам правоохранительных органов следует отнести тот факт, что большое количество вооруженных людей незаметно достигает крупного железнодорожного и авиацентра, которым является город Беслан", - отметил Кесаев.
По данным комиссии, МВД и УФСБ Северной Осетии не знали о готовящемся нападении. Сведения об этом в материалах парламентской комиссии не подтверждаются. "Из сведений документов, предоставленных нам нашей комиссии министерством внутренних дел, следует, что упреждающей информации о том, что готовится нападение, не было", - сказал Кесаев. "Упреки в адрес отдельных представителей правоохранительных органов о том, что они имели информацию и не среагировали, наша комиссия не может подтвердить", - отметил Кесаев. По его словам, была только общая информация о "сохранении напряженной ситуации".
У комиссии создалось впечатление о несогласованности работы членов штаба. 2 сентября Кесаева вызвали в штаб и потребовали объяснений по поводу того, что он озвучил в интервью большее количество заложников в школе, чем было заявлено официально: «Мы все были против того, чтобы количество заложников занижалось, потому что информация о количестве заложников влияла на характер проводимых мероприятий по их освобождению. Большинство людей осознавало, что только силовое решение ситуации вряд ли будет успешным».
По утверждению Кесаева, в Беслане присутствовали заместители Патрушева, Проничев и Анисимов, но комиссии непонятен их юридический статус. Потому что начальником штаба по освобождению заложников был руководитель местного управления ФСБ Валерий Андреев, естественно он не мог командовать своими начальниками. Возник у комиссии и вопрос о том, почему не присутствовали в Беслане руководители МВД и ФСБ России, сообщил корреспондент "Кавказского узла".
Парламентское расследование выяснило, что оперативный штаб был создан 1 сентября 2004 года. "Оперативный штаб был создан 1 сентября. Об этом говорил генерал Андреев, который 1-3 сентября руководил штабом. Ранее же сообщалось, что штаб был создан 2 сентября" - сказал Кесаев.
Комиссия заявила о несогласованности в деятельности штаба по освобождению заложников. В частности, Кесаев отметил, что "дозирование информации о количестве заложников в школе повлияло на характер предпринимаемых действий (на 1 сентября официальные лица из штаба операции утверждали, что количество заложников 354 человека, а не более 1 тысячи детей, как это было в действительности)". Действия штаба, по мнению комиссии, привели к тому, что "родители и родственники заложников не верили в силовой вариант решения проблемы, и уже 2 сентября ими была выдвинута идея создания "живого кольца" вокруг школы для того, чтобы не допустить ее штурма силовыми структурами".
Комиссия Северной Осетии установила факт применения гранатометов, огнеметов и танкового огня при штурме школы в Беслане в начале сентября 2004 года. В докладе отмечена противоречивость представленных данных от силовых ведомств в отношении их действий 3 сентября 2004 года.
"Если сравнивать отчеты МЧС и прокуратуры, то по одним после 21:00 по московскому времени 3 сентября 2004 года в здании школы проводилось разминирование, а по другим - в это же время по школе стреляли танки", - сказал Кесаев. Поэтому причина взрыва в школе не установлена. "Представленные нам данные не позволяют с абсолютной убедительностью верить и в причины взрыва, послужившего началом штурма школы 3 сентября", - отметил Кесаев.
По мнению комиссии, имеет право на существование "идея предположительного выстрела извне, послужившего, якобы, началом штурма школы в Беслане. "Однако по тем материалам, которыми располагает парламентская комиссия, оснований для этого нет", - заявил замглавы парламента республики. Между тем члены комитета "Матери Беслана" убеждены, что поводом для штурма школы 3 сентября в 13:03 по московскому времени послужил выстрел со стороны окружавших школу федеральных сил.
Далее Кесаев заявил, что информация которой располагает комиссия не позволяет ей однозначно судить о том, что взрыв в школе произошел случайно. Комиссия выявила разночтения в отчетах разных ведомств, в МВД одни данные о количестве жертв, в прокуратуре другие. Были найдены и другие противоречия: «Сначала они говорят, огнеметы не использовались при штурме школы, потом все-таки признают это. Сначала говорят, что танки применялись после 21 часа, после того, как там уже не было живых заложников, потом начинают признавать, что возможно это было после 18 часов. Из отчетов, представленных нам, не следует, что танки стали применяться после того, как в школе уже не было живых заложников».
Отвечая на вопрос, почему лидеру чеченских незаконных вооруженных формирований Аслану Масхадову позвонили только спустя 28 часов после захвата школы, Кесаев сказал, что руководство республики для разрешения кризиса с заложниками пыталось "неоднократно связаться с Масхадовым, но это ему не удалось", сообщает Newsru.
Много вопросов у комиссии оказалось к личностям террористов: «Несколько террористов были освобождены судами присяжных. Владимир Ходов, который был опознан среди убитых террористов в Беслане, после этого еще несколько месяцев находился в федеральном розыске».
По окончании доклада председатель комитета «Матери Беслана» Элла Кесаева сказала корреспонденту "Кавказского узла", что доклад был "очень сглажен" и сообщила, что выступит с пресс-конференцией 30 ноября.
Парламент Северной Осетии принял решение направить отчет о расследовании причин теракта в Беслане в федеральную парламентскую комиссию. Как сообщил во вторник североосетинским депутатам председатель республиканской комиссии Станислав Кесаев, соответствующим постановлением решено также распустить парламентскую комиссию республики, как выполнившую свои функции.