Парламент Северной Осетии принял решение направить отчет о расследовании причин теракта в Беслане в федеральную парламентскую комиссию. Как сообщил во вторник североосетинским депутатам председатель республиканской комиссии Станислав Кесаев, соответствующим постановлением решено также распустить парламентскую комиссию республики, как выполнившую свои функции, передает "Интерфакс".
Как сказал Кесаев, начиная доклад, "главная цель работы комиссии, созданной 10 сентября прошлого года - это выяснение причин обстоятельств гибели, никаких других задач комиссия перед собой не ставила". Он напомнил, что первоначально комиссия состояла из девяти депутатов, однако четыре из них сложили депутатские полномочия и выбыли из ее состава. В настоящее время комиссия состоит из восьми депутатов парламента, которые присутствовали непосредственно на месте трагедии с 1 по 4 сентября прошлого года.
Один из первых выводов парламентской комиссии - захват школы в Беслане стал следствием недоработки правоохранительных органов.
"Без сомнения, захват школы в Беслане - это, прежде всего, недоработка правоохранительных органов", - заявил на заседании Станислав Кесаев. "К недоработкам правоохранительных органов следует отнести тот факт, что большое количество вооруженных людей незаметно достигает крупного железнодорожного и авиацентра, которым является город Беслан", - отметил Кесаев.
По данным комиссии, МВД и УФСБ Северной Осетии не знали о готовящемся нападении. Сведения об этом в материалах парламентской комиссии не подтверждаются. "Из сведений документов, предоставленных нам нашей комиссии министерством внутренних дел, следует, что упреждающей информации о том, что готовится нападение, не было", - сказал Кесаев. "Упреки в адрес отдельных представителей правоохранительных органов о том, что они имели информацию и не среагировали, наша комиссия не может подтвердить", - отметил Кесаев. По его словам, была только общая информация о "сохранении напряженной ситуации".
Комиссия Северной Осетии установила факт применения гранатометов, огнеметов и танкового огня при штурме школы в Беслане в начале сентября 2004 года.
Парламентское расследование выяснило, что оперативный штаб был создан 1 сентября 2004 года. "Оперативный штаб был создан 1 сентября. Об этом говорил генерал Андреев, который 1-3 сентября руководил штабом. Ранее же сообщалось, что штаб был создан 2 сентября" - сказал Кесаев.
По словам Кесаева, у комиссии Северной Осетии нет оснований считать, что штурм школы в Беслане начался после выстрела со стороны федеральных сил. "Идея предположительного выстрела извне, послужившего якобы началом штурма школы в Беслане, имеет право на существование, однако по тем материалам, которыми располагает парламентская комиссия, оснований для этого нет", - заявил Кесаев. Между тем члены комитета "Матери Беслана" убеждены, что поводом для штурма школы 3 сентября в 13:03 послужил выстрел со стороны окружавших школу федеральных сил.
Отвечая на вопрос, почему лидеру чеченских сепаратистов Аслану Масхадову позвонили только спустя 28 часов после захвата школы, Кесаев, в частности, сказал: "Масхадов и Закаев, скорее всего, причастны к трагедии в Беслане, и обращаться к ним, как к освободителям, было бы кощунственно". В то же время он отметил, что руководство республики для разрешения кризиса с заложниками пыталось "неоднократно связаться с Масхадовым, но это ему не удалось".
Вместе с тем в докладе отмечена противоречивость представленных данных от силовых ведомств в отношении их действий 3 сентября 2004 года. "Если сравнивать отчеты МЧС и прокуратуры, то по одним - после 21.00 3 сентября 2004 года в здании школы проводилось разминирование, а по другим - в это же время по школе стреляли танки", - сказал Кесаев.
Он отметил: "Представленные нам данные не позволяют с абсолютной убедительностью верить и в причины взрыва, послужившего началом штурма школы 3 сентября".
Отвечая на вопросы депутатов, Кесаев также сообщил, что "скорее всего, после завершения "дела Кулаева" будет более обширный судебный процесс по трагедии в Беслане". Оглашенный сегодня отчет насчитывает 30 страниц.