13 лет назад осенью 1992 года на территории Пригородного района Северной Осетии произошло вооруженное столкновение между осетинами и ингушами, которое привело к многочисленным жертвам с обеих сторон и массовому исходу ингушей из Северной Осетии.
Война между осетинами и ингушами вспыхнула 31 октября 1992 года и продолжалась шесть дней. За этот период погибло около 500 ингушей, пропало без вести 873 человека. Несколько сотен попали в заложники. Большинство сел Пригородного района, в которых компактно проживали ингуши, были разрушены. По различным данным, после трагических событий осени 1992 года от 30 до 64 тысяч ингушей вынуждены были покинуть территорию Пригородного района, и стали вынужденными переселенцами. Часть осетин, проживающая в приграничных с Ингушетией населенных пунктах, также вынуждена была оставить насиженные места.
Ингуши называют произошедшее геноцидом, осетины - агрессией. Некоторые историки же считают, что осенью 1992 года ингуши пошли на то, к чему их долго провоцировали, имея в виду целую серию предшествовавших этим событиям убийств, поджогов, и других преступлений против граждан ингушской национальности. Но как бы то ни было, независимая политико-правовая оценка тех событий до сих пор не дана. Расследования обстоятельств боев осенью 1992 года не проведено. Виновные не наказаны.
В течение последующих 13 лет органы власти обеих республик и федеральный центра предпринимали множество попыток урегулировать последствия конфликта, однако отношения между осетинами и ингушами по-прежнему остаются напряженными, а большинство беженцев до сих пор не могут вернуться в свои дома на территории Севрной Осетии. По данным Министерства по национальным отношениям и общественным связям Республики Ингушетия (бывший Госкомитет по делам беженцев), на территории Ингушетии по-прежнему остается до 19 тысяч вынужденных переселенцев из Пригородного района РСО. В основном это жители тех населенных пунктов, в которых, по мнению осетинской стороны, "не созрел морально-психологический климат".
Напомним, что главной причиной конфликта в Пригородном районе стал вопрос территориальной принадлежности Пригородного района, который оспаривается каждой из сторон. Исторически некоторые земли Пригородного района и часть Владикавказа принадлежали ингушам и были отобраны у них после депортации в 1944 году. В 1991 году Верховный Совет РСФСР принял закон "О реабилитации репрессированных народов", согласно которому репрессированные народы реабилитировались не только политически, но и территориально. Эти положения Закона дают ингушам основания претендовать на возвращение территории Пригородного района в состав Ингушетии.
Осетинская сторона с такой постановкой вопроса не согласна и настаивает на ревизии данного закона и исключения из него статей, касающихся территориальной реабилитации. По их мнению, любой пересмотр существующих границ субъектов РФ может стать поводом к новой вспышке насилия на всем Северном Кавказе.
Сегодня, когда вопрос о территориальной принадлежности Пригородного района снова стал предметом обсуждения каждой из сторон ситуация в регионе вновь стала вызывать беспокойство у наблюдателей.
"Сегодня не видно реальных попыток раз и навсегда решить эту проблему. Ингуши обвиняют осетин, те в свою очередь ингушей, а федеральный центр предпринимает какие-то шаги по решению социально-бытовых проблем беженцев. Но это не решение проблемы. В первую очередь нужно решить вопросы безопасности, защиты прав и свобод проживающих в Пригородном районе граждан. А все, что происходит сегодня вокруг этого конфликта - это попытка навести внешний марафет, закатать проблему под асфальт. Я не думаю, что возвращение пусть даже всех оставшихся беженцев решит саму проблему, потому что главная причина конфликта - территориальный спор о принадлежности Пригородного района - по-прежнему остается без внимания властей", - считает один из правозащитников Ингушетии.