«Виталию Калоеву вынесли очень суровый приговор. Суд не учел состояние аффекта и многие другие обстоятельства. Тем не менее, пока рано говорить об окончательном решении – адвокаты Виталия решали подавать апелляцию, - заявил сегодня, 26 октября, корреспонденту «Кавказского узла» адвокат Московской Центральной коллегии адвокатов Александр Гребельский, коментируя приговор уроженцу Северной Осетии Виталию Калоеву – Я считаю, что в апелляционной инстанции приговор может быть смягчен, может быть отменен вообще, но последнее маловероятно».
Напомним, что сегодня, 25 октября, суд в Цюрихе приговорил уроженца Северной Осетии Виталия Калоева, обвиняемого в убийстве швейцарского авиадиспетчера компании «Скайгайд», к восьми годам колонии строгого режима. Прокурор настаивал на 12-ти годах тюрьмы. А максимальный срок, который мог получить обвиняемый в Швейцарии, - 20 лет лишения свободы. Из этого срока будут вычтены 610 дней - время, пока Калоев находился под следствием или в предварительном заключении.
Гребельский отметил, что «швейцарское и европейское правосудие более мягкое и независимое, чем российское». «Однако, виден определенный диссонанс относительно расследования ситуации против компании «Скайгайд» и приговором, вынесенным Калоеву, хотя бы сроки, в рамках которого расследуется первое дело и следствием по делу Калоева, - подчеркивает адвокат. – Дело Калоева было расследовано в относительно сроки, а дело «Скайгайд» всячески затягивается. После гибели диспетчера перспектива у следователей осталась, дело должно быть расследовано до конца, но, тем не менее, я сомневаюсь, что это произойдет на практике».
Защита Калоева просила приговорить его к трем или четырем годам обычной тюрьмы. Адвокаты Калоева в течение 10 дней подадут апелляцию на приговор. Защитники Калоева заявляют, что готовы дойти до Верховного суда Швецарии.
Генрих Падва, адвокатское бюро которого принимало участие в защите Виталия Калоева, также огорчен вынесенным ему суровым приговором судом в Швейцарии. "Мы рассчитывали, что все-таки наказание будет менее суровым, ведь он через такую тяжкую муку пришел к этому преступлению", - сказал Генрих Падва. Адвокат полагает, что защита Калоева обжалует приговор в вышестоящей инстанции. Участие в судебном процессе в Швейцарии принимал коллега Генриха Падвы, адвокат Владимир Сергеев.
Родственники Виталия Калоева очень расстроились, узнав, что Верховный кантональный суд Цюриха приговорил его в среду к 8 годам заключения. "Он так настрадался, потерял всю семью, как можно теперь называть такой приговор справедливым?", - сказала "Интерфаксу" родная сестра Виталия Калоева Зоя. Она отметила, что сегодня вечером все близкие и дальние родственники собрались в доме Виталия Калоева во Владикавказе и с волнением ожидали вынесения решения суда. Однако прозвучавший в теленовостях приговор всех очень расстроил, отметила Зоя Калоева.
Теперь все родные надеются, что апелляция, которую адвокаты имеют право подать в 10-дневный срок, приведет к изменению приговора. "В крайнем случае, если Виталию оставят приговор в силе, мы очень рассчитываем что отбывать срок его переведут в Россию и даже к нам в Осетию", - сказала сестра осужденного. Как сообщалось ранее, договор между Россией и Швейцарией об экстрадиции преступников есть, но пока он не ратифицирован.
Александр Гребельский заявил корреспонденту «Кавказского узла», что «в процессе выдачи Калоева в Россию для отбывания наказания на Родине существуют определенные проблемы». «Общие нормы Уголовного кодекса РФ, в частности статья 12, о территориальности действия уголовного законодательства говорит, что если гражданин России уже осужден к лишению свободы на территории иностранного государства, то там он и должен отбывать наказание, - говорит Гребельский.- Тем не менее, в развитии этой нормы в международном праве были приняты несколько дополнительных актов, которые регулируют этот вопрос».
«В 1978 году в Берлине была принята конвенция о передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государства гражданами которого они являются. Эту конвенцию ратифицировал СССР, но с большими поправками. В частности, родственники осужденного должны были ходатайствовать об экстрадиции своего близкого через Генеральную прокуратуру СССР, - объясняет адвокат. – В 1983 году была принята новая конвенция и дополнительные соглашения к ней. Но они до сих пор не ратифицированы Российской Федерацией, к сожалению. И, следовательно, что бы решить вопрос об экстрадиции Виталия Калоева в Россию необходимо в настоящее время заключать отдельное соглашение между РФ и Швейцарией, с тем, что бы его перевели к нам для отбывания наказания».
Также, по словам адвоката, для заключения такого соглашения необходимо ходатайство от Генеральной прокуратуры РФ, от родственников Калоева и от Министерства юстиции России к уголовно-исполнительным органам и к властям Швейцарии. «Это та юридическая помощь, которую Россия может оказать в данной ситуации», - говорит Гребельский. По его словам, в случае экстрадиции Калоева «его срок отбытия наказания и содержание приговора будет таким же, как в Швейцарии, нового судебного следствия проводится не должно».
Александр Гребельский напомнил, что экстрадиция возможна только при согласии самого осужденного. «Судя по условиям, в которых он содержался, и сравнить их с российскими, то за границей они гораздо лучше. Но его мнения мы пока не знаем, подчеркивает адвокат. – Так что он вполне может решить остаться там. Тем более, что в Европе система смягчения наказания, условно-досрочного освобождения также гораздо проще, чем у нас».
«Может быть Виталию Калоеву лучше остаться в Швейцарии. Возможно, что тогда он быстрее выйдет на свободу», - подчеркнул адвокат Московской Центральной коллегии адвокатов Александр Гребельский, коментируя приговор уроженцу Северной Осетии Виталию Калоеву.