На первом заседании Верховного суда швейцарского кантона Цюрих, где рассматривается дело жителя Северной Осетии Виталия Калоева, обвиняемого в умышленном убийстве авиадиспетчера компании SkyGuide, подсудимый ответил на вопросы судей.
Слушания начались в 8.30 по местному времени (10.30 мск). Судьи спрашивали о личной жизни Калоева, о родных, интересовались его мнением по поводу авиакатастрофы над Боденским озером, в которой погибли жена и двое детей обвиняемого.
В зале суда присутствовали журналисты, родственники, в том числе оба брата обвиняемого, а также глава Северной Осетии Теймураз Мамсуров, пишет NEWSru.com.
Как ранее заявил Мамсуров: "Я прибыл как частное лицо, я не представлялся здесь как глава республики. Тем более, вы знаете, по нашей российской Конституции, ни один глава не имеет права от своего имени выступать, когда он за рубежом. Виталий наш земляк, все, что произошло с ним, коснулось каждого из нас. Мы знаем, что такое трагедии и поэтому мы посчитали возможным выбрать время и сегодня быть рядом с ним также, как были и раньше с ним".
Судьи пока не касались непосредственно событий 24 февраля 2004 года, когда в своем доме в городе Клотен был убит авиадиспетчер швейцарской компании SkyGuide Питер Нильсон.
В суде Калоев еще раз повторил, что считает главным виновником катастрофы над Боденским озером компанию SkyGuide и лично ее генерального директора Алена Россье. "Я три раза встречался с Россье и три раза я ему говорил, что он - главный виновник смерти моих детей", - заявил Калоев.
По словам подсудимого, после катастрофы он "два года провел на кладбище". "Я провалился в какую-то пустоту, когда услышал о катастрофе, и все мои мысли были об одном - сколько же боли выдержали мои дети".
Что касается диспетчера Петера Нильсона, то, по словам Калоева, он "лишь непосредственный исполнитель". На вопрос судьи, зачем Калоев хотел встретиться с Нильсоном, Калоев ответил: "Я хотел посмотреть ему в глаза, спросить, почему они не извиняются". Калоев еще раз заявил: "Для меня самое важное, чтобы передо мной извинились. Попросили прощения и все".
На вопрос судей о национальных особенностях жителей Северной Осетии, Калоев ответил: "Они такие же люди, как и все". Он рассказал на заседании про своих близких, про свое образование, работу.
Заседание дважды прерывалось из-за технических проблем - в колонках громкоговорителей в зале суда раздавались, видимо, разговоры журналистов, которые пытались выйти в эфир в Москву. В конечном итоге, во второй раз микрофоны в зале были выключены и Калоев, судьи и переводчица говорили без микрофонов.
Калоев не отрицает своей вины. Основная борьба на процессе должна развернуться вокруг того, как квалифицировать это убийство.
В первое время Калоев был помещен в психиатрическую лечебницу. По мнению врачей, была опасность самоубийства. Позднее комиссия экспертов-психиатров признала, что этот человек, архитектор по профессии, в момент убийства отвечал за свои действия, и Калоева перевели в тюрьму города Регенсдорф.
Прокурор Ульрих Ведер считает, что речь идет о преднамеренном убийстве. Адвокат Маркус Хуг полагает, что преступление совершено в состоянии аффекта, поскольку его подзащитный не помнит обстоятельств самого убийства.
Если суд примет версию обвинения, то Калоеву грозит до 20 лет тюремного заключения. Если аргументы адвоката покажутся суду более убедительными, то срок тюремного заключения не превысит 10 лет.
Ожидается, что процесс продлится недолго и приговор будет скоро оглашен. Как сообщил корреспондент "Кавказского узла", в поддержку Калоева в Северной Осетии сегодня пройдет митинг.
В июле этого года исполнилось три года со дня авиакатастрофы над Боденским озером, приведшей к гибели более 50 детей из Башкирии.
Инженер-строитель из столицы Северной Осетии Виталий Калоев обвиняется в убийстве 36-летнего датчанина Петера Нильсена (Peter Nielsen), дежурившего за пультом Скайгайда в ночь катастрофы над Боденским озером. Нильсен был убит возле своего дома в городе Клотен вечером 24 февраля 2004 года.
В авиакатастрофе над Боденским озером Калоев потерял всю семью - жену, дочь и сына. Он был арестован на следующий день после убийства в одном из отелей Клотена.
В ночь на 2 июля 2002 года в результате столкновения в воздушном пространстве Германии Ту-154 Башкирских авиалиний и грузового Боинга погибли 69 человек на борту Ту-154, включая 45 детей из Башкирии, летевших на каникулы в Испанию, а также два пилота Боинга.
Катастрофа произошла в зоне ответственности Скайгайда. Немецкое Ведомство по расследованию авиационных происшествий (БФУ) возложило большую часть вины за катастрофу на Скайгайд и частично на двух пилотов российского самолета.
Авиакатастрофа произошла через несколько минут после того, как немецкие диспетчеры передали сопровождение российского самолета швейцарским коллегам.
По информации швейцарской авиадиспетчерской службы SkyGuide, экипаж российского самолета получил указание диспетчера изменить высоту только за 50 секунд до столкновения, а пилоты Boeing не смогли избежать столкновения, поскольку автоматическая система подала сигнал опасности и скорректировала высоту. Таким образом, лайнеры стали снижаться одновременно.