Мали и Али Гайтуркаевы - некогда жители Горного Центороя - переехали в Новый Центорой, спасая свои жизни и жизни своих детей от оползней. Вряд ли они знали, что здесь (в селе, где они нашли убежище) потеряют своего сына Маграна.
Супруги Гайтуркаевы со своими пятью детьми более десяти лет живут в Новом Центорое. Село находится в нескольких километрах к востоку от Грозного. Обычная чеченская семья. Село, дом, двор...
Двое сыновей Мали были почти ровесниками. Магарби старше Маграна был всего лишь на год. Мальчики всегда были вместе.
Мать рассказывает:
«Магран был очень способным и интересным ребенком. Порой он задавал довольно не детские вопросы. Попаду ли я в рай? Насколько страшен ад? Не знаю, откуда ему в голову приходили такие философские мысли...
5 мая 1999 года Магран и Магарби с соседскими детьми играли на улице. Кто-то с пастбища, которое находится около Ханкалы, принес какой-то металлический предмет. Это был неразорвавшийся снаряд. Все дети, в том числе и мои мальчики, стали играть с найденным предметом. Магран предложил разобрать «новую игрушку» при помощи молотка. И, так как ближе всех к снаряду были мои два сына, то и самый сильный удар пришелся именно на них.
Взрыв разорвал Маграну всю нижнюю часть лица и повредил тазобедренную область. Магарби взрывная волна отбросила на несколько метров, ударив его об бетонную стену находившегося рядом дома.
Видимо в снаряде было что-то сильно воспламеняющееся: Магарби был весь черный от полученных ожогов. На его теле не было «живого места». Позже, в девятой городской больнице, врачам приходилось ставить капельницы и вводить другие инъекции через вену на правой стопе».
Мали продолжает:
«Странная вещь – судьба. Врачи меня убеждали, что жизни Маграна ничего не угрожает, а вот Магарби спасти вряд ли удастся. Но получилось все наоборот. 29 мая Магран от полученных ран скончался в аргунской больнице.
Сразу после его смерти, мы забрали домой Магарби из грозненской больницы, решив, что лучше продолжить лечение в домашних условиях. И, Вы знаете, не пожалели об этом. Благодаря лечению у аргунской народной целительницы, на теле Магарби не осталось почти ни одного шрама, если не считать небольшого пятна на шее.
Врачи сказали, что мальчик остался жив только лишь потому, что не были задеты почки. Но, Вы знаете, с тех пор Магарби очень изменился. Он стал замкнутым, молчаливым и слишком нервным. Смерть брата и собственные раны не могли пройти бесследно в его жизни.
Но, поверьте, как бы мне хотелось, чтобы таким же замкнутым и молчаливым со мной рядом был Магран...
И еще, хочу дать совет всем родителям. Проводите со своими детьми беседы на тему безопасности их жизней, разъясняйте им всю опасность, которую представляют собой нехоженые тропы, неразорвавшиеся снаряды, неизвестные предметы и т.д. По сей день меня мучает мысль о том, что проводи я эти беседы со своими детьми, мой мальчик был бы сейчас жив...»
Рубрику ведет Элина Эрсеноева
Опубликовано 12 октября 2005 года